Рождение и ранние годы
Оскар Уайльд родился в Дублине. Он стал вторым сыном в англо-ирландской семье. Его родителями были сэр Уильям Уайльд и Джейн Франческа Уайльд. Мать была успешной писательницей, участвовала в движении ирландских националистов. Сэр Уильям являлся ведущим специалистом по лечению ушных и глазных болезней в Ирландии и в 1864 году за свои заслуги в медицине он был удостоен рыцарского звания. Помимо прочего, отец будущего знаменитого драматурга и сам проявил себя на поприще литературы, став автором ряда книг по археологии и фольклору. Сэр Уильям снискал известность своим попечительством в отношении неимущих. Он стал учредителем больницы для бедняков, на основе которой впоследствии возник дублинский госпиталь по лечению ушных и глазных болезней.
В июне 1855 года семья Уайльдов переезжает в фешенебельный район ирландской столицы, где вскоре появляется на свет сестра Оскара – Айзола. По субботам леди Уайльд устраивала творческие вечера, гостями которых были известные ирландские писатели, художники, музыканты и политики. Начальное образование Оскар Уайльд получил в домашних условиях и лишь с девяти лет был отдан на воспитание в королевскую школу Портора, в которой он проучился до шестнадцати лет. Летние месяцы Оскар проводил с семьёй в сельской местности и в родовом поместье отца в графстве Майо.
Образование
С 1871 по 1874 год Оскар Уайльд изучал античную историю и культуру в дублинском Тринити-колледже. Вместе с ним учился его старший брат Уилли. Преподаватель Джон Пентланд Маэффи, ведущий специалист колледжа по древнегреческому искусству, привил юному Оскару любовь к греческой литературе. Во время своего обучения будущий писатель продемонстрировал незаурядные способности и большую тягу к знаниям, за что был удостоен наивысшей студенческой награды – золотой медали Беркли. Уайльд получил право продолжить образование в Оксфорде, где он проучился с 1874 по 1878 год. Там Оскар примкнул к эстетскому движению.
Апологет эстетизма
После окончания оксфордского университета, Уайльд вернулся в Дублин, где встретил свою давнишнюю любовь - Флоренс Бэлкомб. К своему огорчению Оскар узнал, что у неё появился новый возлюбленный, небезизвестный Брэм Стокер, который впоследствии стал автором нашумевшего романа "Дракула". Уайльд был чрезвычайно удручён потерей Флоренс. В 1878 году он покидает родной город и возвращается в Англию. С тех пор Уайльд лишь дважды посещал Ирландию с непродолжительными визитами.
В это время Уайльд находился в поисках своего литературного облика. Он пишет ряд статей, исследующих тему преподавания классических языков в университетах Оксфорда и Кембриджа. В 1879 году за своё эссе "Подъём исторического критицизма" Оскар был номинирован на престижную литературную премию. Тема этой работы, "Исторический критицизм у древних народов", оказалась весьма близка Уайльду с его познаниями в античной истории и великолепным чувством композиции. Несмотря на признание критики молодой литератор не почивал на лаврах и упорно продолжал оттачивать свой литературный стиль. Получив средства от продажи отцовской недвижимости Оскар переезжает на постоянное место жительства в Лондон.
27-летний Уайльд активно публикует свои поэтические произведения в различных печатных изданиях. В середине 1881 года выходит в свет сборник избранных стихотворений "Поэмы". Издание получило одобрение литературных обозревателей и тираж в 750 экземпляров быстро был раскуплен читающей публикой. В 1882 году по следам успеха было осуществлено ещё несколько изданий "Поэм". Книга поражала своим великолепным оформлением: роскошную обложку из пергамента покрывала позолота, страницы были сделаны из дорогой рукодельной голландской бумаги. Впоследствии Уайльд подарил не один экземпляр этого памятного издания видным людям, с которыми ему довелось встречаться.
В течение шести последующих лет Оскар Уайльд много путешествовал. В частности он посетил Париж и побывал в Америке, где выступил с лекциями.
Американское турне: 1882
Эстетское движение было предано осмеянию в комической опере Гилберта и Салливана "Терпение", вышедшей на театральные подмостки в 1881 году. Произведение имело огромный успех в Нью-Йорке, но его организаторы не были уверены в том, что остальная Америка настолько же готова была к восприятию "Терпения". Для того, чтобы ближе познакомить американскую публику с теорией эстетизма был приглашён со своими лекциями Оскар Уайльд. Прибыв в США 3 января 1882 года он отправился в длинное турне по стране. График выступлений Уайльда был чрезвычайно насыщенным: каждые несколько дней приходилось давать лекцию в новом городе.
В продолжение своей поездки по США и Канаде Оскар Уайльд со своей теорией эстетизма стал мишенью для жестоких насмешек в прессе. В частности издание "Спрингфилд Репабликэн", освещая визит Уайльда в Бостон, обвинила Оскара в том, что главной его целью является вовсе не служение идеалам красоты, а удовлетворение собственного тщеславия. Учение Уайльда предал сомнению известный клерикал и аболиционист Томас Хиггинсон. В своей статье "Женоподобная мужественность" он писал о том, что всё достоинство Уайльда заключается в небольшом томике стихов сомнительного содержания, а его поведение самым негативным образом может повлиять на воспитание молодого поколения. Несмотря на всю критику, обрушившуюся на Уайльда, популярность его в кругу богемы была огромна. В большинстве городов, которые посетил Оскар, его визит оказывался центральным событием светской жизни.
Лондонская жизнь и брак
Заработок от американского турне в купе с гонораром, полученным за пьесу "Герцогиня Падуанская", позволили Уайльду в мае 1883 года совершить поездку в Париж. В августе он ненадолго вернулся в Нью-Йорк для участия в работе над постановкой своей первой пьесы "Вера", которую отказались принять в Лондоне. Присутствие Уайльда явно способствовало первоначальному успеху "Веры", однако, после весьма прохладного отзыва критики, число зрителей пошло на убыль и спектакль был снят с репертуара всего спустя неделю после премьерного представления. Уайльду пришлось вернуться в Лондон, где он выступил с рядом лекций. Основными темами выступлений стали впечатления от поездки в Америку, а также его взгляды на совремеменное искусство и развитие моды.
В 1881 году Уайльд познакомился с дочерью состоятельного лондонского адвоката Констанс Ллойд. В 1884 году они снова встретились в Дублине, где Уайльд выступал с циклом лекций. Оскар вскоре сделал Констанс официальное предложение и 29 мая 1884 года молодые люди сыграли свадьбу в Лондоне. Годовой доход Констанс равнялся 250 фунтам стерлингов, что было весьма солидной суммой в то время, однако и эта сумма не могла удовлетворить запросам Уайльда. Он так усердно проповедовал теорию о важности роскошной и изысканной жизни, что не мог теперь ударить в грязь лицом перед взорами своих почитателей и недругов. Поэтому на отделку и убранство своего нового дома молодожёнам пришлось потратить целых семь месяцев и раскошелиться на весьма круглую сумму. Впоследствии Констанс родила Оскару двоих сыновей: Сирила (1885) и Вивиана (1886).
В 1886 году Оскар Уайльд стал единственным литератором, подписавшим прошение Бернарда Шоу о помиловании анархистов, спровоцировавших бойню во время демонстрации чикагских рабочих в 1886 году. В итоге петиция была отклонена и приговорённые к смерти казнены.
Роберт Росс стал поклонником Уайльда задолго до их встречи. Он восхищался литературным творчеством Оскара. Росс не скрывал своей гомосексуальности и явно игнорировал устои викторианского общества, что привело к разрыву с семьёй. Миловидный семнадцатилетний юноша был не по годам развит и, казалось, создан для того, чтобы соблазнять таких эстетов, каким был Уайльд. Оскар давно испытывал интерес к однополой любви и, временно отлучённый от связи со своей беременной на тот момент женой, уступил очарованию Росса в Оксфорде в 1886 году.
Журналистика и редакторство: 1886-1889
Критические публикации в печатном издании "Пэлл Мэлл Газетт" по поводу художественной деятельности Уайльда побудили его выступить в свою защиту с ответной статьёй. Этот случай подтолкнул Оскара к журналистской деятельности и в течение 1885-87 годов он активно печатался в различных газетах и журналах. Ёмкая форма репортёрских публикаций весьма подходила Уайльду и он с энтузиазмом писал обзоры на тему искусства, литературы и общественной жизни. В таком виде размышления Оскара по поводу волновавших его явлений были менее претенциозными, нежели его лекции, и потому не вызывали бурных реакций, столь знакомых ему по предыдущим годам. Общее настроение статей Уайльда было проникнуто открытостью к общению и умеренным позитивизмом. Как и его родители Оскар выступил на страницах прессы поборником ирландского национализма. Когда против одного из лидеров ирландского национального движения Чарльза Стюарта Парнелла было выдвинуто сфабрикованное обвинение в подстрекательстве к убийству Уайльд опубликовал в газете "Дэйли Кроникл" серию остроумных статей в защиту своего соотечественника.
Тонкое чутьё потребностей современного общества и недюжинный журналистский талант Уайльда был в итоге оценён по заслугам. Владелец издания "Лэдиз Уорлд" ("Мир леди"), специализирующегося на интересах читающей женской публики, предложил Оскару возглавить редакцию. Достигнув порога зрелых лет и будучи отцом семейства Уайльд сознавал всю ответственность своего положения и в итоге согласился на поступившее предложение. Возглавив журнал в середине 1887 года Оскар первым делом изменил его название на "Уимэнз Уорлд" ("Мир женщины"). На страницах издания появились серьёзные обзоры на тему воспитания детей, культуры, политики, а также яркие дискуссии по поводу моды и искусства. Каждый номер содержал два литературных произведения: одно женщины могли читать своим детям, другое было предназначено для них самих. Имея широкие связи среди деятелей литературы Уайльд мог привлекать к сотрудничеству известных писателей, а его собственный отдел "Литературные и прочие заметки" вызывал огромный интерес у читателей.
Первоначальный блеск, привнесённый Уайльдом на страницы журнала, постепенно стал угасать. Причиной тому послужила усталость Оскара от рутинной жизни редактора. Ухудшившееся качество журнальных публикаций привело к потере интереса со стороны публики. Уайльд всё больше отстранялся от непосредственного управления свои детищем, всё реже выходили в свет его авторские статьи. В то же время Оскар, наконец, нашёл свой почерк в серьёзной литературе и в конце концов решил отказаться от редактирования "Уимэнз Уорлд". Вскоре после ухода Уайльда журнал был закрыт.
Литературное творчество
Уайльд, уставший от журналистики, с энтузиазмом отдался распространению своих идей об эстетизме в серии диалогов, которые были опубликованы в элитарных литературных журналах того времени. Его статья "Перо, карандаш и яд: исследование" была опубликована в 1889 году его другом Фрэнком Харрисом, главным редактором журнала "Фортнайтли Ревью"; другая статья Оскара "Разложение лжи: диалог" появилась на страницах издания "Эклектик Мэгэзин" в феврале того же года.
В 1887 году Оскар Уайльд начал работу над повестью "Портрет господина У. Х.". В 1889 году она была опубликована в июльском номере "Эдинбург Мэгэзин". В произведении разрабатывалась теория о том, что знаменитую серию сонетов Уильям Шекспир посвятил своему юному любовнику Уилли Хьюзу. Идея основывалась на некоторых цитатах из шекспировских стихотворений. В повести присутствует анонимный рассказчик, который поначалу сомневается в своей догадке, затем начинает в неё верить и в конце концов вступает в игривый диалог с читателем. В развязке факт и выдумка сливаются вместе. "Вы должны поверить в Уилли Хьюза, - обращается рассказчик к читателям. - Я сам почти что верю".
В июле 1890 года журнал "Мансли Мэгэзин" публикует серию из пяти новых произведений Оскара Уайльда, в том числе и первый вариант знаменитого романа "Портрет Дориана Грея". Впоследствии Уайльд внёс в роман целый ряд изменений и по требованию издателя дописал ещё шесть глав. В новой редакции "Портрет Дориана Грея" был издан отдельной книгой в 1881 году. Этот период стал поистине лучшим в литературной карьере Уайльда. Публикуется несколько собраний его ранних произведений; выходит в свет сборник "Замыслы", включивший в себя критические статьи Оскара по литературе. Параллельно издаются два сборника сказок для детей, а также собрания рассказов "Преступление лорда Артура Савиля и другие истории" и "Гранатовый дом".
В середине 1891 года поэт Лионель Джонсон знакомит Уайльда со студентом оксфордского университета Альфредом Дугласом. Боси, как называли его в кругу семьи и друзей, был миловидным и избалованным молодым человеком. Между ним и Уайльдом завязалась близкая дружба, поначалу не перераставшая в интимную связь. Впоследствии Дуглас вспоминал: "Во время второй нашей встречи, когда Оскар подарил мне экземпляр "Портрета Дориана Грея", я заметил его попытки заигрывания со мной. Лишь спустя полгода после нашего знакомства, после частых свиданий в Оксфорде, я не устоял перед напором Уайльда. Между нами происходило то, что было весьма обыденным явлением в отношениях между молодыми людьми в Уинчестере и Оксфоде. Наша интимная связь никогда не переходила в откровенный разврат". Заметив, что Дуглас принимает ухаживания лишь желая угодить своему другу, Уайльд немедленно их прекратил.
Мировое признание
В 1891 году известность Уайльда в Лондоне достигла огромных размеров. Не смотря на явное признание у себя на родине в октябре Оскар в поисках новых впечатлений едет в Париж. Шумный успех последних произведений Уайльда, новизна его мыслей оказали существенное влияние в частности на драматургию того времени. В этот момент Уайльд был увлечён идеей создания пьесы по мотивам библейского жизнеописания легендарной Саломеи. Однажды вечером после дискуссии в кругу друзей-литераторов по поводу его замыслов, вернувшись в свой гостиничный номер, Оскар обнаружил на своём письменном столе чистую тетрадь, куда тут же записал мысли, высказанные им во время предшествующей встречи. Все эти идеи были заложены в основу пьесы "Саломея", написанной Уайльдом по-французски. После окончания работы над своим новым шедевром Оскар покинул Париж и вернулся в Лондон. Французская газета "Эхо" объявила визит Уайльда "знаменательным событием года".
Комедии
В Лондоне вскоре начались театральные репетиции "Саломеи". На главную роль была приглашена несравненная Сара Бернар. Вскоре однако пришло печальное известие о том, что пьеса была запрещена для показа на лондонской сцене. Причиной тому послужило присутствие библейских персонажей, что по тогдашним нормам морали являлось недопустимым. Печатное издание "Саломеи" вышло в свет в 1893 году одновременно в Лондоне и Париже. Премьерный же показ пьесы состоялся во французской столице лишь три года спустя в то время, как Уайльд находился в тюремном заключении.
Оскар Уайльд по началу раздражал викторианское общество своими экстравагантными костюмами и провокационными суждениями, затем шокировал своих соотечественников романом "Портрет Дориана Грея", в котором обнажил порок, прикрытый маской служения искусству и в итоге отыскал свои собственные методы для критики современного общества. Ярким образцом новаторского подхода к сатире стала пьеса "Веер леди Уиндермир", премьера которой состоялась 20 февраля 1892 года и собрала весь свет лондонского общества. Под поверхностью лёгкой, остроумной комедии скрывался тонкий подтекст. Финал пьесы был лишён откровенного разоблачения, он демонстрировал некоторую недосказанность. Демонстративно отказавшись от прямолинейности автор демонстрирует множество нюансов и призывает зрителя к глубокому размышлению.
Пьеса имела шумный успех и была показана во многих городах Великобритании. Консервативная критика со своей стороны предала произведение Уайльда обструкции. Во перерыве одного из представлений пьесы, Оскар появился перед возбуждённой публикой со словами: "Леди и джентльмены! Я чрезвычайно доволен сегодняшним вечером. Актёры подарили нам замечательную интерпретацию прекрасной пьесы, а ваше понимание достигало высочайшего уровня. Я поздравляю вас с успехов вашего представления, которое убеждает меня в том, что вы настолько же высоко цените пьесу, как и я сам".
В 1893 году из под пера Уайльда вышла пьеса "Женщина, не достойная внимания". Главной проблематикой произведения стали незаконные роды, личностные заблуждения и поздние разоблачения. В течение двух последовавших лет Уайльд пишет ещё две пьесы: "Идеальный муж" (1894) и "Как важно быть серьёзным" (1895). Исследователь творчества писателя Питер Рэби полагает, что главным достижением Уайльда стал мастерский симбиоз серьёзной тематики и привлекательной для массового зрителя формы. Он пишет: "Уайльд одним глазом наблюдал за творчеством гениального Ибсена, а другим за коммерческой конъюнктурой лондонского Уэст-Энда. Такой подход позволял его пьесам иметь огромный успех у многочисленной и разнообразной публики".
В клетке с пантерами
Уайльд снова сблизился с Дугласом и между ними разгорелась бурная страсть. Оскар получал за свои пьесы до 100 фунтов в неделю и потакал каждой прихоти своего любовника, всё больше увлекавшего Уайльда в пучину жизни лондонского гей-андерграунда. Дуглас со своими оксфордскими друзьями начал издавать журнал "Хамелеон", для которого Уайльд регулярно поставлял свои публикации. В числе их стоит выделить знаменитую серию афоризмов "Философские фразы для молодёжи" (1894).
Для Уайльда стали нередки случайные сексуальные связи. Дуглас познакомил Оскара с Альфредом Тейлором, который стал устраивать Уайльду встречи с молодыми людьми по вызову. Эти свидания выглядели следующим образом: Оскар встречался с юношей, предлагал ему подарки, они вместе обедали, а затем отправлялись в гостиничный номер. Все эти новые любовники были необразованны и не имели никаких понятия о литературе, потому отношения с ними заметно отличались от утончённых любовных связей Уайльда с Джоном Греем, Россом и Дугласом. Вскоре Уайльд со всей остротой почувствовал, как образовывается непреодолимая пропасть между его частной жизнью и публичной. Он писал Дугласу: "Я чувствую себя в клетке с разъярёнными пантерами. Это одновременно будоражит кровь и порождает ужас. Не знаю когда и с какой стороны ожидать нападения".
Маркиз Квинсберри
Отец Альфреда Дугласа, Джон Шолто Дуглас, девятый маркиз Квинсберри, прославился своим публичным атеизмом, брутальными манерами и созданием современных правил бокса. Ходили слухи об интимных связях его старшего сына Фрэнсиса с премьер-министром Арчибальдом Филиппом Примроузом, у которого тот служил личным секретарём. По мнению многих именно ревность со стороны Примроуза стала причиной скоропостижной смерти лорда Фрэнсиса. Согласно официальной версии лорд стал жертвой неосторожного обращения с огнестрельным оружием. После гибели сына Джон Дуглас стал обвинять во всех грехах "высокопородных прелюбодеев", совративших его сыновей. Он гневно писал : "Монтгомери, снобы-извращенцы вроде Роузбери и лицемерные святоши наподобие Глэдстоуна! Во всём виноваты вы!"
Лорд Квинсберри несколько раз порывался устроить скандал по поводу близких отношений между его сыном и Уайльдом, но каждый раз Оскару каким-то образом удавалось погасить ярость старика. В июне 1894 года он явился к Уайльду и без обиняков заявил:
- Я не могу утверждать наверняка, что вы гомосексуалист, но своим поведением вы без сомнения пытаетесь это доказать, что само по себе достойно жестокого наказания. Предупреждаю, что если вы каким-либо образом сумеете опорочить репутацию моего сына, я изобью вас до смерти.
На это невозмутимый Уайльд ответил:
- Не знаю каковы правила Квинсберри на сей счёт, но если моя честь подвергается поруганию, я стреляю без предупреждения.
Впоследствии Оскар Уайльд описал этот эпизод в своей знаменитой "Тюремной исповеди", где ярко изобразил неистовство лорда Квинсберри, в котором тот изрыгал всевозможные проклятия. Сам виновник происшествия рассказывал, что Уайльд "лишь поджал хвост" и вынужден был безропно выслушать все жёсткие нападки с его стороны. Пытаясь сохранять хладнокровие Уайльд тем не менее со всей очевидностью осознавал всю сложность своего положения. Он оказался вовлечён во внутренние дрязги семейства Квинберри. С одной стороны Оскар не желал кротко сносить грубые нападки старого маркиза, с другой не хотел его раздражать, боясь спровоцировать публичный скандал.
"Как важно быть серьёзным"
Основной темой новой пьесы Оскара Уайльда "Как важно быть серьёзным" стало стремление к изменению собственной идентичности. Двое главных персонажей перебираются из города в сельскую местность, где всячески пытаются изменить образ своего привычного существования. Они бегут из удушающих их условностей чопорного общества поздней викторианской эпохи. По общему признанию это произведение стало ответом Уайльда на постулат французского писателя Андре Жида, согласно которому он использовал свою гениальность для обыденной жизни, а для творчества оставлял лишь талант. Пьеса "Как важно быть серьёзным" была написана Уайльдом, очевидно достигшим апогея своего литературного творчества, на одном дыхании. Её премьера состоялась в день святого Валентина - 14 февраля 1895 года.
Творческий триумф Уайльда подлил масла в огонь ненависти, бушевавший в душе лорда Квинсберри. Желая нанести Оскару публичное оскорбление он намеревался во время представления бросить в Уайльда охапку прогнивших овощей. Уайльд был предупреждён о намерениях Квинсберри и предпринял меры для того, чтобы тому запретили появляться в театре.
Судебные разбирательства
Уайльд против Квинсберри
18 февраля 1895 года маркиз Квинсберри посетил клуб "Альбемарль", в котором часто бывал Уайльд и оставил там для него свою визитную карточку, сопроводив её надписью "Для Оскара Уайльда, окровенного мужеложца".
Подстрекаемый Дугласом и вопреки предостережениям своих друзей Уайльд обратился в полицию с заявлением об оскорблении личности. Квинсберри вскоре оказался под арестом и против него возбудили уголовное дело по статье о клевете. В то время сексуальная связь между людьми одного пола являлась уголовно наказуемой, поэтому обвинения, выдвигаемые маркизом, могли повлечь за собой уголовные меры в отношении Уайльда. Чтобы избежать тюрьмы Квинсберри теперь пришлось доказывать в суде, что его заявление о гомосексуальности Уайльда не голословны.
Известия о будущем судебном разбирательстве привлекли к себе всеобщее внимание. В прессе стали появляться многочисленные подробности о предполагаемых интимных связях Уайльда с Тейлором и Дугласом. Целый отряд частных сыщиков, нанятых адвокатами Квинсберри, трудился в поисках информации о тайной жизни Уайльда в среде лондонского андерграунда. Были получены документальные доказательства о связи Уайльда с шантажистами и сутенёрами, трансвеститами и проститутами. Были опрошены разнообразные свидетели, некоторые из которых были принуждены подтвердить свои показания непосредственно в суде.
Судебные слушания были открыты 3 апреля 1895 года в обстановке невиданного ажиотажа в рядах журналистов и публики. Наличие большого числа обвинений в адрес Уайльда заставило его напомнить присутствующим, что обвинителем на этом процессе является именно он. Адвокат Уайльда с самого начала сосредоточил внимание судей на двух письмах своего подопечного к Дугласу, которые получила в своё распоряжение противоположная сторона. На расспросы о них Оскар ответил, что шантажисты, похитившие их, вымагали у него 60 фунтов стерлингов. "Я посчитал, что такая цена слишком высока за столь короткое произведение эпистолярного жанра", - иронизировал Уайльд. Он заявил, что рассматривает содержание этих писем, как акт творчества и не стыдится их содержания.
Во время перекрёстного допроса защитник Квинсберри Эдвард Карсон попросил Уайльда дать оценку по поводу соответствия содержания его писем общепринятым нормам морали. На это Оскар с присущими ему остроумием ответил, что произведение искусства не может быть моральным или аморальным, а лишь талантливым или бездарным и что лишь грубые и ограниченные люди, обладающие весьма туманными понятиями об искусстве, могут делать подобные суждения.
Карсон изменил свою тактику и попросил Уайльда рассказать о цели своих частых встреч с безработными молодыми людьми из низов общества, которые были зачастую вдвое моложе его. Оскар ответил, что среди его близких друзей встречались и такого сорта люди, которым он всячески старался помочь. Он подтвердил, что дарил им деньги, хорошую одежду, угощал их в дорогих ресторанах, путешествовал с ними за границу. Уайльд утверждал, что его связывала со всеми этими молодыми людьми лишь дружба и никаких противозаконных связей между ними не возникало. Карсон настаивал на том, что подобные отношения между высокообразованным джентльменом и юношами, лишёнными всяческого образования кажутся чрезвычайно странными и при этом сообщил, что все эти люди оказались уличёнными в занятии проституцией. Уайльд продолжал утверждать, что для него не существует социальных барьеров и ему просто было приятно общество молодых людей.
В одной из словесных перепалок с Уайльдом Карсон спросил его, целовал ли он одного из своих друзей. На это Уайльд ответил: "О, господи, нет! Он был таким жалким, к несчастью весьма некрасивым. Я просто пожалел его". Карсон тут же ухватился за оговорку Уайльда и спросил, почему красота юноши так обеспокоила его. Уайльд заколебался и впервые потерял самообладание: "Вы нарочно пытаетесь оскорбить и спровоцировать меня. Пользуясь моим простодушием, вы пытаетесь привратно истолковать мои слова".
Во время своей речи в защиту Квинсберри Карсон сообщил, что у него на руках имеются задокументированные показания нескольких молодых людей, утверждающих о том, что они вступали в половую связь с Оскаром Уайльдом. По настоянию своих адвокатов Уайльд решил прекратить тяжбу против Квинсберри. Свидетельства любовников Уайльда наверняка стали бы в глазах присяжных заседателей неопровержимым доказательством справедливости утверждений маркиза о его гомосексуальных связях. Таким образом судебный процесс, затеянный Уайльдом, неизбежно перерос бы в невообразимый скандал, главной жертвой которого становился сам Оскар. Квинсберри был полностью оправдан, так как суд счёл его утверждения о мужеложстве Уайльда справедливыми.
Согласно действовавшему в то время закону адвокаты Квинсберри потребовали от Уайльда возмещения средств, потраченных их подопечным на свою защиту в суде. После выплаты соответствующей компенсации Оскар был объявлен банкротом.
Государство против Уайльда
Вскоре после окончания тяжбы с Квинсберри Уайльд получил извещение о собственном аресте в связи с обвинениями в содомии и грубой непристойности. Друзья стали уговаривать Уайльда как можно скорее ехать в Дувр и оттуда перебраться во Францию; мать напротив настаивала на том, чтобы её сын остался и с достоинством защищал своё имя. Сам Оскар находился в прострации и отвечал: "Поезд ушёл. Теперь слишком поздно". Он был взят под стражу и ему официально было предъявлено обвинению в грубой непристойности. Согласно британскому уголовному кодексу того времени этот термин подразумевал гомосексуальные связи, не подпадавшие под определение содомии, для которой была предусмотрена отдельная статья. По указанию Уайльда Росс и его дворецкий обыскали спальню и библиотеку Оскара и изъяли оттуда некоторые личные вещи, рукописи и письма. Уайльд был заключён под стражу в лондонской тюрьме Холлоуэй, где его регулярно навещал Дуглас.
События развивались стремительно и судебный процесс над Уайльдом начался 26 апреля 1895 года. Оскар настаивал на своей невиновности. Он уговаривал Дугласа покинуть Лондон, но тот яростно протестовал и даже собирался выступать на суде в защиту Оскара. В итоге он всё же был вынужден перебраться в Париж. Опасаясь уголовного преследования Росс и многие другие джентльмены покинули Великобританию на время судебных разбирательств по делу Уайльда.
Во время перекрёстного допроса Уайльд выглядел поначалу растерянным, но в итоге сумел собраться и достойно отвечал своим оппонентам.
Государственный прокурор Чарльз Джилл:
- Что это за любовь, которая стыдится самой себя?
Оскар Уайльд:
- Любовь, которая стыдится самой себя, в нашем веке так же распространена среди молодых людей, как и во времена библейских Давида и Ионафана. Она проникнута глубиной, достойной Платона, построившей на ней основу своей философии. Она способна достигать поэтических вершин, которыми изобилуют сонеты Микеланджело и Шекспира. Наш век настолько презирает эту любовь, что уничижает её до "любви, которая стыдится самой себя". Наше общество готово втоптать меня в грязь только за то, что я осмелился признать её законной. Тем не менее я ещё раз повторяю во всеуслышание, что эта любовь прекрасна и добра. она являет собой самую искушённую форму чувственных отношений между людьми. В ней нет ничего
противоестественного и оттого постыдного. Она является уделом интеллектуальности и существует во все времена между опытной зрелостью и прелестной, жаждущей познаний юностью. Таков истинный идеал этой любви. Идеал, который мир не хочет увидеть и понять. Жестокий мир способен лишь насмехаться над этой любовью и порой желает в назидание сочувствующим ей пригвоздить кого-нибудь к позорному столбу.
Подобный ответ Уайльда при всей своей красноречивости сыграл отрицательную роль в плане перспектив его защиты перед обвинением. По сути его слова стали лишним подтверждением того, что он неоднократно вступал в половые отношения с мужчинами.
Суд закончился безрезультатно, так как присяжные заседатели не сумели вынести окончательный вердикт. В итоге юрист Уайльда добился освобождения своего подопечного под денежный залог. Священник Стюарт Хедлэм, недовольный поведением прессы и судей в отношении Уайльда, внёс большую часть из 5 тысяч фунтов залога. Оскар был освобождён из под стражи и нашёл убежище в доме своих близких друзей Ады и Эрнеста Леверсонов.
Тем временем Эдвард Карсон обратился к королевскому адвокату Фрэнку Локвуду с прямым вопросом "Можем ли мы теперь упрятать этого парня за решётку?" Тот ответил, что не имеет ничего против, но к сожалению дело приобрело нежелательную политическую окраску и перспективы его весьма туманны.
Заключительное судебное заседание по делу Уайльда открылось под председательством мистера Джастиса Уиллза. 25 мая 1895 года Оскар Уайльд и Альфред Тейлор были признаны виновными в грубой непристойности и приговорены к двум годам каторжных работ. Верховный судья заявил, что подобное наказание "является недостаточным за подобное правонарушение", несмотря на то, что двухлетний тюремный срок был крайней мерой, предусмотренной соответствующей статьёй. Уайльд отказался от заключительного слова, что вызвало бурное негодование в зрительных рядах.
Тюремное заключение
Поначалу Уайльд был заключён для отбывания своего срока в Пентонвилл, затем его перевели в Уондзворт. Тюремный режим в те времена был крайне жёстким. Тяжёлый труд, жёсткая постель, суровая диета - таковы были основные постулаты в местах не столь отдалённых. Особенно тяжко пришлось непривычному к столь суровым условиям Уайльду, для которого власти не собирались делать никаких поблажек. В ноябре ему было предписано в обязательном порядке посещать тюремную часовню, где с голодным и измождённым Уайльдом случился обморок. При падении в правом ухе Оскара лопнула барабанная перепонка. Впоследствии эта травма станет причиной скоропостижной смерти Уайльда. Несчастный случай на две недели приковал Оскара к больничной койке.
Ричард Хэлдэйн, известный член парламента от партии либералов, посетил Уайльда во время его тюремного заключения. Убедившись в тяжелейших условиях содержания он добился перевода Оскара в королевскую тюрьму в Ридинге, которая находилась в 30 милях от Лондона. Во время перевозки по железной дороге Уайльд испытал самое большое унижение за время своего заключения. На платформе, по которой под конвоем вели Уайльда, его окружила многочисленная толпа, из которой в его адрес неслись жестокие оскорбления, а некоторые даже плевали в него.
Оскару Уайльду, известному теперь, как "заключённый C.3.3" (галерея C, 3-й этаж, камера 3), поначалу не полагалось даже право на пользование бумагой и пером. Хэлдэйл выхлопотал разрешение на доступ Уайльда к книгам и материалам для письма. Оскар попросил среди прочего библию на французском языке, итальянскую и немецкую грамматики, некоторые тексты на древнегреческом языке, сборник стихотворений Данте, новый роман французского писателя Жориса-Карла Гюисманса о христианском искуплении "На пути", а также очерки святого Августина, кардинала Джона Генри Ньюмена и Уолтера Хорейшо Патера.
В период между январём и мартом 1897 года Уайльд пишет своё знаменитое письмо Дугласу, составленное из 50 тысяч слов. Ему не разрешили отправить его, но позволили забрать с собой по окончании срока заключения. В письме Уайльд отрекался от всяческих отношений с Дугласом, называя его поведение высокомерным и тщеславным. Уайльд вспоминал слова, сказанные Дугласом во время болезни Оскара : "Когда тебя свергают с пьедестала, ты становишься не интересным". В письме Уайльд также упоминал об искуплении и чувстве удовлетворения, которые он испытал пребывая в заключении. Оскар писал о страданиях, которые родили в его душе плоды опыта, которыми он очень дорожит несмотря на то, что вкус их порой был чрезмерно горек.
- ...Я хотел изведать каждый фрукт со всех деревьев в саду мира... Во многом я удовлетворил свои желания. Единственной моей ошибкой было то, что я сосредоточил всё своё внимание на деревьях, произраставших на солнечной стороне сада и игнорировал ту его часть, которая была погружёна во мрак.
После выхода на свободу Уайльд отдал рукопись своей "Тюремной исповеди" Россу, который обязался передать её Дугласу. Так и не ясно исполнил ли Росс своё обещание, по крайней мере Дуглас впоследствии утверждал, что он никакого письма от Уайльда не получил. Некоторые отрывки из "Тюремной исповеди" были изданы в 1905 году; полное издание сочинения вышло в свет лишь в 1962 году в сборнике "Письма Оскара Уайльда".
Закат: 1897-1900
В изгнании
Уайльд вышел на свободу 19 мая 1897 года. Несмотря на существенно подорванное здоровье он переживал духовное возрождение. Оскар тут же написал письмо в общество Иисуса, в котором просил предоставить ему приют на полгода. Получив отказ он залился слезами. На следующий же день Уайльд покинул Англию и перебрался на континент, где ему было суждено в нищете провести три последних года жизни. В Европе он придумал себе псевдоним Себастьян Мельмот, позаимствовав имена святого Себастьяна и Мельмота Странника, главного персонажа готического романа своего двоюродного деда Чарльза Мэтьюрина.
Уайльд пишет два длинных письма на имя главного редактора газеты "Дэйли Кроникл", в которых описывает невероятно тяжёлые условия содержания узников в английских тюрьмах и горячо поддерживает реформы системы уголовных наказаний. Его дискуссия по поводу увольнения надзирателя Уордена Мартина за то, что тот дал бисквиты заключённому мальчику, больному анемией, снова затронула проблему коррупции и деградации британской системы наказаний. Этой животрепещущей теме ранее Уайльд посвятил свою книгу "Душа человека при социализме" (1891).
Середину 1897 года Уайльд провёл вместе с Робертом Россом в городке Берневаль-ле-Гранд на севере Франции. Там он пишет свою знаменитую "Балладу Ридингской тюрьмы". Поэма повествует о судьбе узника, из ревности убившего свою жену. История поначалу представляет собой реалистическое описание жизненных перипетий конкретного человека, но постепенно приобретает символическую форму и обобщает судьбы узников, сливающиеся в нечто целое. В поэме нет попытки осмыслить справедливость законов, осуждающих людей, внимание читателей заостряется на переживании героями постигнувшего их покарания. Автор сравнивает казнённого преступника с самим собой в следующей строке "и так каждый убивает предмет своей любви". Уайльд имеет ввиду свою собственную невосполнимую жизненную утрату - разлуку с женой и сыновьями. Произведение было написано в форме пролетарской баллады, а в качестве автора указывалось имя "C.3.3."
Уайльд предполагал первоначально опубликовать "Балладу Ридингской тюрьмы" в издании "Рэйнолдз Мэгэзин". Оскар так объяснял свой выбор: "Журнал широко распространён в криминальных кругах, с которыми я отныне неразрывно связан. Я претендую на внимание со стороны именно таких людей. Для меня это совершенно новый опыт". Поэма имела огромный успех и менее чем за два года была семь раз переиздана. Для того, чтобы вызвать дополнительный интерес публики рядом с псевдонимом было указано имя Оскара Уайльда, хотя многие представители литературных кругов были осведомлены о его авторстве и ранее. Благодаря публикации поэмы Уайльд смог немного заработать.
Несмотря на ту фатальную роль, которую Дуглас сыграл в его судьбе, Уайльд вновь сошёлся с ним. Это произошло в Руане в августе 1897 года. Воссоединение Уайльда и Дугласа было негативно воспринято их друзьями и родными. Констанс Уайльд отказывалась от встреч с Оскаром и не позволяла ему видеться с сыновьями, хотя при всём этом ссужала его деньгами. В конце 1897 года Уайльд и Дуглас поселились в окрестностях Неаполя и прожили там несколько месяцев. В конце концов под давлением своих семей, угрожавших лишить их средств к существованию, они вынуждены были расстаться.
Последним местом жительства Уайльда стала парижская гостиница "Д'Альзас". Оскар писал своему издателю: "Нищета разбивает моё сердце. Моё положение до невозможности уныло и безвыходно. Остаётся одно - молиться". Уайльд всё же нашёл в себе сили для работы над корректурой и переизданием двух своих пьес: "Идеальный муж" и "Как важно быть серьёзным". Однако на настойчивые предложения своего издателя о написании новых произведений Оскар ответил отказом: "Я вероятно смог бы написать что-нибудь достойное внимания, но чувствую, что совершенно утратил вкус к литературному творчеству".
Большую часть времени Уайльд проводил в одиноких прогулках по парижским бульварам. Скудные остатки своих средств он тратил на выпивку. Случайно встречавшиеся Уайльду знакомые англичане и французы всячески стремились нанести ему оскорбление, что ещё больше подрывало душевное равновесие Оскара. 12 октября 1900 года, запершись в своём гостиничном номере, Уайльд посылает Россу телеграмму: "Ужасная неделя. Пожалуйста приезжай."
Во время одной из своих последних прогулок Уайльд с горькой иронией констатировал: "Я веду смертельный поединок с обоями на стенах моего гостиничного номера. Чувствую, что очень скоро кому-то из нас придётся исчезнуть".
Тем временем душевное состояние Уайльда существенно ухудшалось. Друг Оскара, писатель Макс Бирбом, впоследствии вспоминал, как их общий приятель Реджинальд Тёрнер за несколько дней до смерти Уайльда обнаружил его в чрезвычайно удручённом состоянии. Оскар объяснял, что причиной его депрессии стал виденный им накануне кошмарный сон. "Мне приснилось будто бы я умер и ужинал с мертвецами!" - рассказывал Уайльд. Тёрнер постарался успокоить Оскара, иронизируя: "Я уверен, что ты был душой компании!" Реджи Тёрнер оказался одним из тех немногих друзей, которые не покинули Уайльда в его несчастье. Оставаясь рядом с Оскаром до его последнего дня, он стал свидетелем смерти своего друга.
Смерть
К концу ноября 1900 года, вследствие прогрессирующего церебрального менингита, состояние Уайльда значительно ухудшилось. Для облегчения страданий ему делали инъекции морфия. Периоды, когда Оскар на время приходил в себя, сопровождались бредом. 29 ноября приехал Роберт Росс и тут же послал за священником. Умирающий Уайльд был окрещён и принят в лоно католической церкви. Сохранились воспоминания совершившего обряд крещения священника из Дублина, святого отца Катберта Данна:
"В то время, как за окном неистовствовала погода, мне вкратце поведали печальную историю мистера Уайльда. Роберт Росс, стоя на коленях у постели умирающего, как только мог помогал мне совершать таинство помазания. Он отвечал от имени лежавшего на постели мистера Уайльда на необходимые вопросы в то время, как я соборовал его и читал все необходимые молитвы. Так как умирающий находился в полукоматозном состоянии я не решился причастить его. Хочу упомянуть, что несколько раз во время моего присутствия окружавшим удавалось ненадолго приводить мистера Уайльда в сознание".
30 ноября 1900 года Оскар Уайльд скончался. Существовали различные версии по поводу причины происхождения его смертельной болезни. Известный американский писатель и биограф Уайльда Ричард Эллманн полагал, что менингит был спровоцирован сифилисом; Мерлин Холланд, внук Уайльда, считал подобную версию необоснованной и напоминал о том, что болезнь последовала за хирургической операцией, сделанной Оскару; личный врач Уайльда Поль Клейсс называл основной причиной ухудшения состояния своего пациента нагноение, возникшее в его правом ухе и при этом никоим образом не упоминал о сифилисе.
Первоначально Оскар Уайльд был погребён на кладбище "Симетье-де-Баньо", находившемся недалеко от Парижа. В 1909 году его останки были перезахоронены на парижском кладбище "Пер-Лашез". Надгробный памятник на могиле Уайльда был создан по заказу Роберта Росса известным скульптором Джейкобом Эпстайном. Росс попросил сделать небольшое отделение для его собственного праха, который был соответствующим образом погребён в 1950 году. Украшающая надгробие фигура ангела была выполнена Эпстайном в духе модернизма. Отличительной особенностью памятника стал фрагмент, изображавший мужские гениталии, который впоследствии был отбит и похищен неизвестными вандалами. В 2000 году мультимедиа-художник Леон Джонсон установил на месте пропажи серебряный протез.
В качестве эпитафии на могиле Оскара Уайльда были высечены строки из его "Баллады Ридингской тюрьмы":
Чужие слезы отдадутся
Тому, чья жизнь - беда,
О нем отверженные плачут,
А скорбь их - навсегда.
По материалам сайта en.wikipedia.org
Перевод с английского Андрея Волкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий