пятница, 16 июля 2010 г.

Галлия

Историко-географические границы

Галлия в данном случае представляет собой область, которую древние римляне называли Трансальпийской Галлией (Галлией по ту сторону Альп). Эта территория включала в себя обширные земли, протянувшиеся от Пиренейского хребта и средиземноморского побережья на юге до пролива Ла-Манш на севере, и от Атлантического океана на западе до Рейна и западных отрогов Альп на востоке. Существовала и Цисальпийская Галлия (Галлия по эту сторону Альп), которая находилась в северной Италии, однако, она не имеет непосредственного отношения к истории Франции. Трансальпийская Галлия появилась на карте в качестве полноценного административного образования в середине I века до н. э. в результате военных кампаний Юлия Цезаря (ок. 100-44 гг. до н.э.), а исчезла лишь в V столетии нашей эры. Наследник Цезаря - император Август (правил с 27 г до н.э. по 14 год н.э.) разделил страну на четыре административных района: Нарбонскую Галлию, Лугдунскую Галлию, Аквитанию и Белгику. Осознавая невозможность широкомасштабной экспансии за Рейн, правители династии Флавиев (69-96 гг.) аннексировали область между средним Рейном и верхним Дунаем (район Шварцвальда) для того, чтобы обезопасить коммуникационные линии между римскими военными гарнизонами, располагавшимися в то время по берегам обеих рек. Восточный берег данной провинции во время правления Антонина Пия (138-161 гг.) представлял собой пограничный вал, состоявший из защитных частоколов и рвов. Непосредственно к области примыкала Верхняя Германия, одна из двух новых провинций (другой была Нижняя Германия), созданных последним правителем династии Флавиев - Домицианом (правил в 81-96 гг.) Желая улучшить административное управление, император Диоклетиан (правил в 184-305 гг.) разделил Галлию на 13 новых провинций.

Население

Основное население Галлии составляли многочисленные кельтские племена, однако, на юге и юго-востоке провинции проживали лигуры и иберы (осевшие здесь ещё до появления кельтов), а северо-восточную область занимали недавно прибывшие германцы. Соседние кельтские племена, расселённые по Дунаю и в районах северной Италии, не были включены в пределы Галлии. Существенное влияние на юге провинции имела греческая колония Массилия (современный Марсель). Она была основана ещё в 600 году до н.э. и впоследствии вокруг неё возникло множество торговых поселений. Таким образом Галлия, заложившая основу государственности средневековой Франции, являлась не естественным политическим образованием, а конструкцией искуствено созданной римлянами, чьей целью было создание за альпийским хребтом эффективной системы оборонительных коммуникаций.

Римское завоевание

Во II веке до н.э. Рим вторгся в Галлию, участвуя на стороне Массилии в её войне с окрестными кельтскими племенами. Главной целью римлян была защита дороги из Италии в новоприобретённые земли в Испании. Результатом интервенции стало создание в 121 году до н.э. административной области Провинция (позднее Прованс), включившей в себя территорию от побережья Средиземного моря до Женевского озера. Столицей Провинции стал город Нарбо (нынешняя Нарбонна). С 58 по 50 г.г. до н.э. Юлий Цезарь сумел подчинить остальную территорию Галлии. Преследуя собственные политические цели, Цезарь в своей борьбе с галлами опирался на глубокий страх римлян перед набегами кельтских и германских варваров. Во II веке до н.э. германские племена кимвров и тевтонов совершили жестокий набег на территорию Провинции, чем привели в ужас жителей Италии. Используя противоречия между различными племенами галлов, римляне, в итоге, сумели их разбить по одиночке. Тем не менее победа эта далась Риму не так легко. Стоит вспомнить хотя бы великое восстание вождя племени арвернов - Верцингенторига, произошедшее в 52 году до н.э. Этот мятеж римляне сумели подавить лишь в результате кровопролитной осады крепости Алезии (современный город Ализ-Сент-Рен).

Галлия под властью ранней Римской империи (ок. 50 г. до н.э.-ок. 250 г. н.э.)

Первые столетия владычества Рима были отмечены быстрой ассимиляцией Галлии греко-римским миром. Причиной этому послужили с одной стороны умелые действия римской администрации, с другой чрезвычайно высокая восприимчивость галло-кельтского населения к иностранным культурным влияниям. Кельтская культура возникла в области верхнего течения Дуная на рубеже XIII-XII вв. до н.э. Переход от бронзового века к железному ознаменовался стремительным движением кельтских племён в западном и южном направлениях. Первые следы железного века в Галлии относятся примерно к 700 году до н.э. (так называемая Гальштадтская культура); археологические находки более позднего периода той же эпохи (Ла-Тенская культура) датируются 500 г. до н.э. Поначалу римляне, ещё не забывшие о нападении на их столицу в 390 году до н.э. галльского вождя Бренна, считали кельтов дикими варварами и относились к ним не иначе как с презрением и страхом. До самого конца I века до н.э. жители Рима презрительно называли кельтские земли, находившиеся за пределами Провинции, "Длинноволосой Галлией" и высмеивали чрезмерное пристрастие галлов к вину. Столь легкомысленное отношение не лучшим образом сказывалось и на управлении самой Провинцией.

Несмотря на пренебрежительное отношение римлян, Галлия в своём развитии на самом деле не так далеко отставала от своей метрополии. Например, в южной части области лигурские общины уже в течение долгого времени, благодаря тесным связям с Массилией, испытывали заметное влияние высокоразвитой греческой культуры. Непосредственно в районе обитания кельтского населения Юлий Цезарь организовывал крупные общины, состоявшие из более мелких племён, на основе которых возникали городские центры - оппидумы, которые, несмотря на их значительное отличие от классических городов-государств, получили довольно широкие административные и торговые права. Стабильная политика имперского строя, пришедшего на смену коррумпированной республике, оказала положительное влияние на положение дел в Трансальпийской Галлии. Область Провинция, теперь называемая Нарбонской Галлией, была усеяна поселениями для отставных римских солдат, так называемыми "колониями"; в скором времени эту провинцию с большим количеством городов-государств стали по уровню жизни сравнивать с Италией. В остальных трёх частях Галлии - Лугдунской Галлии, Аквитании и Белгике - полноценных городов-государств было сравнительно немного; здесь продолжали преобладать общинные поселения и между их правителями существовала жестокая конкуренция. Эта борьба, тем не менее, не переходила в военное противостояние; статус и влияние общины в целом и отдельного её члена зависели от степени лояльности и уровня "романизации".              

Северная Галлия тем временем также существенным образом была романизирована. Латинский язык доминировал в области образовании и администрации; именно тогда были заложены романские основы современного французского языка. С археологической точки зрения самым ярким примером успешной ассимиляции кельтов римлянами является появление в Галлии греко-римского города. Несмотря на то, что общинные поселения были слишком велики для того, чтобы существовать подобно полноценным городам-государствам, в их состав входили города, которые становились административным центрами и развивались местными магнатами в соответствии с классическими постулатами. Характерным отличием городов-столиц была чёткая планировка улиц и возведение административных и рекреационных сооружений (форумы, бани, амфитеатры). Несмотря на заметное присутствие местного колорита, в целом архитектурный облик главных городов Галлии соответствовал последним веяниям средиземноморского искусства. Большинство подобных поселений не имело оборонительных стен, что является свидетельством мирного периода под властью Рима, продолжавшегося 150 лет.

Заметное влияние оказала римская архитектура и на здания, возводившиеся в сельской местности Галлии. Виллы местной романизированной знати не являлись дворцами в полном смысле слова, а скорее представляли собой нечто среднее между рабочей фермой и усадьбой. Представители высшей галльской аристократии доримского периода, которые первыми приняли образ жизни своих завоевателей, поначалу являлись главными строителями сельских поместий, однако, начиная с I века до н.э., пальму первенства перехватили более мелкие землевладельцы.     

Учёные до сих пор спорят о том, насколько выгодным стало владычество Рима для огромного (10 миллионов), не знавшего ранее рабства населения Галлии. Бесспорно лишь то, что землевладельцы процветали в новых условиях. Одной из главных причин подобного благоденствия было присутствие римской армии, товароснабжение которой приносило огромные доходы. Коммерция в Галлии существенным образом оживилась также благодаря улучшенной и расширенной римлянами сети сухопутных и речных торговых путей. Совсем не случайно главным центром Галлии в период ранней Римской империи стал город Лугдунум (Лион) - важнейший транспортный узел и порт на речном маршруте, который вёл к столице обеих германских провинций, Колонии Агриппины (Кёльн).       

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, не удивительно, что противостояние римским завоевателям со стороны галлов было не слишком активным; неудачное восстание Верцингенторига стало лишним тому подтверждением. В 21 и 69-70 гг. возникали локальные восстания, которые были сравнительно быстро и легко подавлены. Эти события существенно ослабили амбиции старой галльской аристократии; немногие её представителей претендовали впоследствии на серьёзные должности в римской администрации. Подобная инертность галльской знати изначально объяснялась предубеждением со стороны римлян, а впоследствии тем, что вельможи оказались вполне удовлетворены деятельностью на местах. Подобное положение вещей было на руку Галлии, так как добываемые здесь финансовые средства в основном расходовались на внутреннем рынке.

Галлия под властью поздней Римской империи (ок. 250-ок. 400 гг.)

Конец эпохи ранней Римской империи характеризовался многочисленными нападениями внешних врагов и постоянной сменой верховной власти. Всё возраставшее давление на границы империи спровоцировало глубокий кризис экономической и политической жизни Рима. Будучи не в состоянии уделять достаточное внимание всем своим провинциям, римские императоры сосредоточили силы на удержании под контролем главным образом восточных земель. Заброшенная Галлия в 260 и 276 годах сильно пострадала от набегов новообразованных германских племенных союзов алеманнов и франков. Разразившаяся гражданская война, охватившая земли Галлии, Британии и Испании привела к возникновению череды "галльских императоров", первым из которых был Марк Постум (правил в 260-268 гг.) Отколовшиеся было западные провинции были возвращены под власть Рима усилиями императора Аврелиана в 274 году. В 279-80 гг. последовала новая череда бунтов. Несмотря на относительное укрепление центральной власти во время правления императоров Аврелиана (правил в 270-275 гг.), Проба (276-282 гг.) и Карина (283-285 гг.), ситуация в западной части Римской империи коренным образом изменилась. Была упразднена пограничная область между Рейном и Дунаем, и начиная со времени правления императора Проба, римляне активно занялись укреплением городов Галлии. Для этих целей использовались строительные материалы, добываемые из древних пограничных укреплений, служивших для защиты от набегов соседних варварских племён. Тем временем сельская местность оказалась беззащитной перед многочисленными набегами крестьян-мародёров. Стоит отметить тот факт, что кризисное положение не было использовано местной элитой для завоевания независимости от имперского центра. "Галльская империя" хотя и управлялась в значительной мере кельтскими вельможами, всецело зависела от лояльности рейнской армии. Вследствие этого, правящая верхушка руководствовалась не галльскими, а галло-римскими интересами, в частности поддерживая идею существования мощной линии укреплений вдоль Рейна.            

Вследствие радикальных реформ императора Диоклетиана и его преемников в конце III - начале IV веков в Галлии настолько удалось улучшить ситуацию, что её политический статус заметно возрос. Основной причиной этого стала возрождённая стратегия защиты Италии со стороны Рейна. Имперское присутствие в провинции, ставшее заметным и постоянным, преследовало своей целью утверждение лояльности рейнского гарнизона и гражданского населения, всецело зависящего от его защиты. Официальные лица наивысшего ранга размещали здесь свои резиденции; череда императоров и узурпаторов, в числе которых были Константин I (правил в 306-337 гг.), Юлиан (355-363 гг.), Валентиниан I (364-375 гг.), Грациан (375-383 гг.) и Магн Максим (383-388 гг.), по крайней мере на какое-то время избирали Галлию местом пребывания своего двора. Как правило, правительство размещалось в городе Августа Треверорум (современный Трир), бывшем в своё время главным поселением кельтского племени треверов и столицей провинции Белгика, прозванного вследствие своего теперешнего важного значения "Западным Римом". Интересным исключением из правил стал Юлиан, который, вследствие военной угрозы для Трира, предпочёл разместить свою резиденцию в Париже, дав городу впервые почувствовать вкус своего будущего величия. На протяжении всего IV века (особенно его второй половины), вследствие постоянного давления со стороны германцев и внутренней политической борьбы, рейнская оборонная линия неоднократно подвергалась существенному разрушению, однако, впоследствии её всякий раз удавалось восстанавливать.        

Описываемое время в Галлии было отмечено относительным экономическим процветанием, которое, тем не менее, являлось достаточно неустойчивым и охватывало далеко не все слои общества. Взимание налогов преимущественно натурой негативно сказывалось на развитии коммерческих отношений, а привлечение большого количества пленных варваров к сельскохозяйственным работам свидетельствовало о существенном дефиците рабочих рук внутри провинции. Трир был застроен многочисленными роскошными зданиями, в то время как другие галльские города так и не были должным образом восстановлены после существенных разрушений военного времени. Состоятельные слои, чьи представители, вероятно, не являлись прямыми потомками прежней галльской аристократии (уничтоженной во время кризиса III столетия), имели намного большие амбиции, нежели их предшественники. Сосредоточив своё внимание на городских центрах провинции, представители новой галльской элиты всячески пытались заполучить должности в имперской администрации, находившейся теперь в пределах непосредственной досягаемости. Основным доводом галльских вельмож в пользу своих домаганий было их желание повышать свой образовательный уровень. Галло-римская система образования, произросшая из галло-кельтской любви к ораторскому искусству, уже давно имело устойчивую репутацию, но именно в IV веке она достигла наивысшего уровня развития. Центрами образования в Галлии стали знаменитые в то время университеты, один из которых располагался в городе Бурдигала (современный Бордо). С течением века галльская образованная элита приобретала всё большую силу; самый известный выходец из её кругов - Авсоний (ок.310-ок.392 гг.), поэт и профессор из Бурдигалы, был назначен воспитателем будущего императора Грациана, а впоследствии стал его советником. Представители галльской образованной аристократии того времени в свободное от государственной службы время предпочитали жить в сельской местности; конец IV века был отмечен строительством большого количества загородных вилл, особенно это касалось юго-восточной части Галлии. Существовали среди галлов и те, кто стремился посвятить себя служению более высшей силе, нежели римский император. Христианство, впервые привнесённое на галльскую почву лишь в середине III века Дионисием Парижским, весьма крепко укоренилось сдесь в последующее столетие. На основе римского административного деления провинции была образована епископская иерархия, а позднее, усилиями Мартина Турского (ок. 316-397 гг.), в Галлии появились первые монастыри.

Закат римской Галлии (ок. 400-ок. 500 гг.)

Начиная с 395 года, когда Римская империя была разделена на западную и восточную части, государство погрузилось в череду беспрерывных междоусобиц, что стало сигналом для активизации варварских набегов. Германские племена глубоко вторгались в дунайские области и даже проникали на Апеннинский полуостров. Рейнская оборонная линия вновь пришла в запустение, административным центром Галлии стал город Арелат (Арль). Результатом этих действий стало масштабное вторжение германских племён, поворотным моментом которого стало форсирование Рейна в 405-406 гг.; Галлия оказалась охваченной гражданской войной. К 418 году франкам и бургундам удалось захватить римские провинции на западном берегу Рейна, вестготы тем временем обосновались в Аквитании. Эти германские племена номинально являлись союзниками Рима, и благодаря мудрой политике полководца Флавия Аэция, империи до поры до времени удавалось держать их под своим контролем. Смерть Аэция в 454 году и всё возраставшая беспомощность центрального правительства Западной Римской империи, лишь усилившаяся после захвата вандалами Африки, привели практически к полному коллапсу административной системы в Галлии. Власть над провинцией перешла в руки вестготов. Поначалу ими формально была признана верховная власть императора Авита (правил в 455-456 гг.), но впоследствии полновластными хозяевами Галлии стали короли вестготов, самым выдающимся из которых был король Эйрих (правил в 466-484 гг.) Период между 460 и 480 гг. был отмечен постоянными набегами вестготов на восточные территории Галлии, ещё остававшиеся под контролем Рима, в то же время бургунды уверенно продвигались в западном направлении со стороны захваченной ими Сапаудии (нынешняя Савойя). В 476 году последние римские владения в Провансе официально перешли во владение вестготов.      

Весь этот период оказался для населения Галлии тяжелейшим испытанием. Города, находившиеся поблизости от Рейна, были полностью уничтожены войной. Многочисленные беженцы стремились на юг, в области, всё ещё контролируемые римской администрацией. Однако, вместо ожидаемой поддержки, они находили там лишь ярмо несправедливой налоговой системы и  унижения со стороны коррумпированных чиновников. Как свидетельствует летописец той эпохи Сидоний Аполлинарий  (ок. 430 - ок. 490 гг.), несмотря на все трудности смутного времени, экономический вес и образ жизни галло-римской аристократии оставались невероятно стойкими под властью разнообразных правителей, будь то римские императоры, или короли варваров. Многие галльские вельможи в тот период, подобно самому Сидонию, желая упрочить своё положение в обществе, принимали епископский сан. До самой середины V столетия политические и духовные лидеры галльского общества, несмотря на необходимость адаптации к образу жизни, принесённому варварами-завоевателями, продолжали обращать свои взгляды на Рим, претендуя на высокие должности и покровительство. В то же самое время представители высших кругов Галлии всё активнее сотрудничали с германскими правителями и нередко занимали при их дворах высокие военные и административные должности. Таким образом, по крайней мере в центральных и южных областях провинции, галло-римское культурное наследие во многом было сохранено и сыграло заметную роль в формировании будущих королевств. 

Джон Фредерик Дринкуотер

По материалам энциклопедии "Британника"
Перевод с английского Андрея Волкова       

Комментариев нет:

Отправить комментарий