В конце 18-го столетия Польша, лишённая государственности, переживала глубочайший духовный кризис. Невнятные попытки тогдашней творческой элиты воодушевить свой народ и поддержать национальное самосознание по большому счёту не увенчались успехом. Лишь столетие спустя новая генерация польских артистов, вооружившись идеями новаторского направления «модерн», сумела преобразить национальное искусство. Авангардом обновления стал творческий союз «Молодая Польша» (1895-1914). Творческий спектр объединения охватывал все сферы искусства: живопись, поэзию, музыку, архитектуру и дизайн. Главной целью «младополяков» стала борьба с упадничеством буржуазных кругов.
Несмотря на то, что главным городом Галиции являлся Львов, центром деятельности «Молодой
Польши» стал Краков. Основное художественное направление того времени, «модерн», ассоциировалось прежде всего с отдалённым Парижем. Тем не менее, один из главных вдохновителей этого стиля Альфонс Муха творил совсем неподалёку, в Праге, а другой выдающийся новатор Густав Климт основал собственное творческое объединение в Вене, с которой Краков имел очень тесные политические и культурные связи. Этот старинный город, пребывая под властью Габсбургов, имел более широкие культурные права, нежели польские земли в составе Пруссии и России. Хотя австрийское правление трудно было назвать либеральным, тем не менее, после 1870 года, когда Галиция получила статус автономии, дышать стало значительно легче. Было разрешено преподавание на польском языке в Ягеллонском университете, открылись новые музеи и академия художеств. Краков стал центром национального движения, и множество польских артистов устремилось сюда, дабы вдохнуть воздух относительной свободы и сделать собственный вклад в возрождение родной культуры.
Так же как и предшествующее поколение польских творцов во главе с живописцем Яном Матейко, «младополяки» были убеждены, что их творчество должно быть неразрывно связано с идеей национального возрождения. Однако, проникнувшись в достаточной мере классическими пейзажами и эпическими историческими полотнами, в атмосфере набиравшего всё большую силу либерализма и духа сопротивления, молодые художники избрали более радикальные методы. Отвергая романтизм, как инертную ностальгию, новое движение было заинтересовано в исследовании более мрачной стороны человеческой души, полной бессознательных, символических образов, причудливо сочетающих в себе комизм и меланхолию. Довольно скоро после первых признаков зарождения нового художественного движения, Краков стал свидетелем появления целого ряда неофициальных клубов, в которых молодые художники могли дать волю своему пылкому воображению вдали от запылённых академических студий.
Самым известным местом собраний творческой молодёжи Кракова стала «Львовская кондитерская». Магазинчик, открытый Яном Михаликом в 1895 году, находился в непосредственной близости от художественной школы, что и стало причиной его популярности. Как гласит легенда, хозяин лавочки был настолько напуган творческим порывом художников, не чуравшихся никаких средств самовыражения, что за свои деньги приобрёл для них бумагу, краски и чернила в надежде спасти стены и мебель своего учреждения. Столь щедрый жест Михалика придал его заведению ещё большую привлекательность, и вскоре магазин оказался наполнен произведениями лучших молодых художников Кракова, а сам кондитер получил репутацию покровителя искусств, по видимому сам того не особо желая.
Среди постоянных посетителей кондитерской Михалика было множество художников, впоследствии составивших цвет польской культуры начала 20-го столетия. Стоит особо отметить Яна Станиславского, Леона Вычулковского и Феликса Ясеньского. Одной из самых первых и ярких звёзд кафе стал Станислав Выспяньский – живописец, драматург и дизайнер, впоследствии возглавивший «Молодую Польшу» и до сих пор почитаемый в Кракове, как один из наиболее одарённых творцов, когда-либо живших здесь. Выспяньский, между прочим, предложил Михалику полностью переоформить его заведение, однако, кондитер отказался, испугавшись радикальных перемен, дабы не отпугнуть буржуазную публику. Впоследствии он очевидно не раз пожалел о своём опрометчивом решении.
По мере того, как росла известность «Молодой Польши», увеличивалась посещаемость кондитерской Михалика, которую народ прозвал «Ямой Михалика». Именно под этим названием существует знаменитое кафе и в наши дни. Понимая всю ту выгоду, какую приносит ему сотрудничество с художниками, Михалик больше не выражал неудовольствия в связи с их присутствием. Более того, он в итоге согласился на то, чтобы его постоянные клиенты оформили магазин по своему усмотрению. В последствии интерьер был заново разработан и выполнен в стиле «модерн» одним из последователей «Молодой Польши» Каролем Фрычем, выразившим в этой работе всю свою любовь и благодарность месту, ставшему вторым домом для него самого и его соратников.
«Зелёны Балоник» и рождение польского кабаре
Идея создания первого польского кабаре пришла в голову Яну Киселевскому, который в 1905 году совершил поездку в Париж и был вдохновлён представлениями знаменитого на всю французскую столицу театра «Ша Нуар» (фр. «Чёрный кот»). Собрав группу самых талантливых краковских молодых актёров, Киселевски назвал своё детище «Зелёны Балоник» (пол. «Зелёный воздушный шар»). Первое выступление театра-кабаре состоялось 17 октября 1905 года. Сцена не имела даже занавеса, и актёры вели себя весьма непринуждённо. Одним словом всё это больше походило на встречу старых добрых друзей, собравшихся за стаканчиком спиртного. Спектакль имел большой успех у публики. Последующие выступления оказались более организованными, благодаря талантливым сценариям Тадеуша Бой-Желеньского, однако импровизаторский дух никуда не исчез, и часто актёры отпускали весьма едкие шутки по адресу буржуазного класса, представители которого, между прочим, составляли немалую часть присутствующей публики. Стоит признать, что бескомпромиссность актёров воистину не знала границ, что выражалось в критике претенциозности собственного художественного объединения. После спектакля обычно устраивалась дружеская вечеринка, во время которой артисты громко пели, крепко пили, а некоторые дамы даже позволяли себе курить, чем шокировали благовоспитанную публику. Вскоре уже весь Краков был полон слухов о невероятных оргиях и богохульствах, имевших место в кафе Михалика; консервативно настроенные матери не позволяли своим юным дочерям даже смотреть в сторону этого «рассадника греха», а его завсегдатаи прослыли в народе нигилистами. Дурная слава, как водится, лишь только прибавила популярности «Яме Михалика».
В реальности еженедельные представления «Зелёного Балоника» представляли собой собрание сатирических скетчей, юмористических песен и политических пародий, высмеивавших истеблишмент того времени, и юмор артистов кабаре очень редко выходил за рамки хорошего вкуса. Репутация «Ямы Михалика» с каждой неделей становилась всё выше, и кафе наполнялось до отказа разнородной публикой, среди которой часто можно было увидеть известных артистов и даже аристократов, приехавших издалека ради невиданного зрелища. Особой популярностью пользовались шопки «Зелёного Балоника» - абсурдно-сатирический театр марионеток, спектакли которого шли без перерыва с 1906 по 1912 год. «Зелёны Балоник» заложил основы жанра в Польше, где театр-кабаре достиг невероятной популярности после окончания второй мировой войны и по сей день привлекает внимание большого количества зрителей. Помимо всего прочего именно детище Киселевского стало главным средством выражения идей художественного объединения «Молодая Польша». К сожалению, начало первой мировой войны прервало яркую карьеру театра, однако его творчество оказало огромное влияние на формирование интеллектуального и эстетического облика родного города, а также сыграло большую роль в подъёме национального самосознания поляков, добившихся долгожданной независимости в 1918 году. Регулярные представления прекратились в 1912 году, а последний спектакль оригинальный состав «Зелёного Балоника» дал в декабре 1915 года. Ян Михалик был вынужден продать своё прославленное кафе и переехал в Познань, где и умер в 1926 году; согласно завещанию его останки были захоронены на Раковицком кладбище города Кракова.
Прогулка по городу
Кабаре и дух «Молодой Польши» сыграли большую роль в формировании двух самых выдающихся польских художников начала 20-го столетия – Станислава Выспяньского и Юзефа Мехоффера. Творчество каждого из них достойным образом отражено в персональных галереях, находящихся в центре Кракова, Старом Городе. Особняк Мехоффера, дошедший до нас в оригинальном виде, часто служил пристанищем для творческой деятельности участников «Молодой Польши». Оба художника под руководством мастера Яна Матейки отреставрировали витражи базилики святой Марии, расположенной на Рыночной площади Кракова, после чего Выспяньский принялся за оформление базилики святого Франциска. Эта работа признаётся специалистами, как одна из наиболее выдающихся в карьере знаменитого художника. Огромное впечатление производит замысловатая настенная роспись, выполненная в виде растительных узоров, что по замыслу автора выражало особую любовь святого Франциска к природе, однако, главным достижением стал фантасмагорический витраж (смотрите фото) «Бог, в процессе сотворения мира». Неподалёку от базилики святого Франциска, совсем недавно был сооружён павильон, вмещающий в себе витражный триптих Выспяньского, творение, изначально предназначенное для Вавельского кафедрального собора, но по причине излишней гротескности отвергнутое. Пожалуй, именно эта работа художника наилучшим образом отражает визуальную идентичность «Молодой Польши». В Кракове находится ещё одна витражная работа Выспяньского, практически неизвестная широкой публике. Она была создана 38-летним художником в 1907 году, в период рассвета деятельности «Молодой Польши» и незадолго до его скоропостижной смерти. Одно из таинственных сокровищ художественного наследия Кракова – картина «Аполлон: солнечная система Коперника» - укрыта от глаз в здании медицинского общества, расположенного на неприметной улочке, неподалёку от железнодорожного вокзала. Несмотря на то, что проход для посторонних закрыт, упоминания имени прославленного автора будет вполне достаточным предлогом, чтобы охранники позволили вам, поднявшись по главной лестнице, насладится его малоизвестным произведением.
Желающим более подробно ознакомиться с творчеством участников «Молодой Польши» можно порекомендовать посетить краковский Национальный музей (экспозиция размещается на верхнем этаже), а также галерею польского искусства 19-века, расположенную в знаменитых Сукенницах. Однако самым главным местом, непосредственно связанным с деятельностью прославленного общества, без сомнения является знаменитое кафе «Яма Михалика». Несмотря на то, что теперь в этом заведении чаще можно встретить людей далёких от искусства, наследие прошлого хранится с трепетом. Можно провести долгие часы, изучая довоенные карикатуры, живописные полотна и иллюстрации, до сих пор висящие на стенах, охая и ахая при виде автографов знаменитых художников. Оригинальные марионетки кабаре «Зелёны Балоник» выставлены в нескольких витринах, рядом располагаются великолепные образцы витражного искусства, вы даже можете сыграть пару нот на старом фортепиано, до сих пор украшающего ту самую комнату, которую в конце позапрошлого столетия с любовью оформил Кароль Фрыч. Обязательная гардеробная (1 злотый, пожалуйста) является ещё одним свидетельством старинного уклада, который царит здесь повсюду и является залогом непреходящей популярности «Ямы Михалика».
По материалам сайта inyourpocket.com
Перевод с английского Андрея Волкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий