воскресенье, 11 августа 2013 г.

Психоделический рок, спейс-рок

Психоделический прогрессивный рок является составной частью феномена психоделической культуры, зародившейся в середине 1960-х годов. Именно в то время лидеры "британского вторжения" и фолк-рокеры начали расширять звуковые рамки своей музыки. Музыканты данных групп отказались от стандартной схемы куплет-припев-куплет, свойственной для традиционного рок-н-ролла, пойдя по пути развития более свободной формы и подвижных песенных структур. Другим важным моментом стало использование традиционных мотивов индийской и восточной музыки. Принципы свободной формы фри-джаза были адоптированы к психоделическому звучанию, эмоциональная спонтанность получила приоритет перед тщательно просчитанным и предсказуемым построением. Широко применялись новые электронные инструменты, велись смелые студийные эксперименты со звуком.

Разновидности психоделического прога

Ранняя психоделия

Основная масса представителей данного направления относится к прото-прогрессиву. Самые известные из них: Beatles, Cream, Jimi Hendrix, Jefferson Airplane, а также Pink Floyd с их первым альбомом.

Психоделический фолк, эсид-фолк

Группы этой категории равно относятся к категории прог-фолка, самые ранние представители начинали параллельно с командами прото-прога. Одной из самых знаковых групп безусловно были Byrds. Добившись большого успеха в жанре психоделии, они позднее начали склоняться в сторону кантри. Byrds помимо прочего стали вдохновителями других титанов Yes, чей дебютный диск содержал в себе ряд замечательных психоделических композиций. Фирменные мульти-вокальные гармонии сохранились в звучании Yes даже после того, как группа окончательно перешла в категорию исполнителей симфонического прога, жанра достаточно далёкого от психоделики. Ранний состав Fairport Convention с солисткой Sandy Danny выпустил несколько альбомов, сочетавших в себе традиционный фолк с элементами психоделии. Их продолжительная композиция "A Sailor's Life" была отмечена интерактивной импровизацией и оказала большое влияние на группы психоделического фолка, такие как Trees. Психоделический фолк не был ограничен использованием англосаксонских мотивов. В частности итальянская команда Aktuala активно использовала ближневосточные мотивы в своём творчестве, а участники британского ансамбля Jade Warrior черпали вдохновение главным образом в японской и африканской музыке. В Германии фолк-группа Emtidi активно использовала электроннику в своих записях, а в конце семидесятых музыканты Carol Of Harvest довольно успешно сумели соединить в своём творчестве всё то лучшее, что было наработано за десятилетие разнообразными исполнителями. Также стоит особо упомянуть группы Sedmina из Югославии и Aphrodite's Child из Греции, сумевших великолепно соединить в своём творчестве национальные мотивы с психоделической основой. Команды Third Ear Band и Quintessense экспериментировали с элементами из восточной и индийской музыки, что ставит их в ряд с представителями индо-прога и рага-рока. Европейские корни в творчестве исполнителей данного направления уступали место мотивам раги - классической индийской музыки. В середине 60-х Рави Шанкар открыл рагу западным слушателям, и её структуры успешно были адоптированы для психоделии, так как оба эти музыкальных явления имели в основе своей элементы медитации. Образцовой записью подобного рода можно признать альбом "Raga" 1964 года, записанный группой Seventh Sons.         

Спейс прогрессив-рок

Спейс-рок зародился в конце 60-х, начале 70-х усилиями таких команд, как Hawkwind, Pink Floyd и Tangerine Dream. Характерными чертами саунда этих коллективов стали продолжительные композиции, основное место в которых занимали партии синтезатора, и гитарные пассажи с использованием различных видов искажения. Музыканты уделяли большое внимание импровизациям, а основной тематикой для текстов песен и оформления обложек альбомов стала научная фантастика. Ключевая роль в развитии жанра принадлежит группе Hawkwind. Другими видными представителями являются: ранние Pink Floyd, Tangerine Dream, Alien Planetscapes, Quarkspace, Amon Duul (английский состав).    

Взаимодействия с другими жанрами прога

Краут-рок

Ранняя британская психоделия вдохновила целый ряд немецких исполнителей начала 70-х, успешно продолживших звуковые эксперименты представителей арт- и прог-рока.  Группы этого направления в последствии открыли различные новые направления электронной музыки, но краут-рок может быть признан, как немецкий эсид-рок 70-х. Большинство команд экспериментировали с продолжительными инструментальными импровизациями, активно используя разнообразные психоделические эффекты и причудливые электронные звуки. Некоторые коллективы начала 70-х, сохранившие характерное психоделическое звучание: Amon Duul, Ash Ra Tempel, ранние Can, Gaa Necronomicon и Yatha Sidhra.    

Прогрессивная электроника

Это направление произошло от краут-рока, и наиболее видные его представители Tangerine Dream и Klaus Schulze изначально широко использовали психоделию в своём творчестве, а в дальнейшем явились вдохновителями такого стиля, как спейс-рок. Характерные признаки прогрессивной электронной музыки впоследствии были адоптированы для современного техно, и некоторые исполнители андерграундного трэнса и техно имеют очевидное отношение к психоделическому направлению, что в частности выражается в активном использовании визуальных эффектов во время их выступлений.

Джаз-рок, фьюжн

Импровизация свободной формы была привнесена в психоделию из фри-джаза, основателем которого стал Орнетт Коулмэн, записав в 1961 году альбом "Free Jazz : A Collective Improvisation". Некоторые диски исполнителей джаз-рока включают в себя элементы психоделии, в частности для музыки американской команда Agigza характерно исполнение ближневосточных мотивов в психоделической манере, другим ярким примером может служить финская группа Tassavalan Presidentii, привнёсшая элементы психо-фолка и эсид-рока в своё звучание. 

Стили, связанные с прогом

В данной категории можно отметить диски бывшего участника Pink Floyd Сида Баррета и группы Fairport Convention. Другим примером творчества, близкого по духу психоделическому прогу, являются ранние концертные работы Allman Brothers Band, а также произведения некоторых групп мейнстрима (Kula Shaker), вдохновлённые классической психоделией.

Сцена Кентербери

Самостоятельный жанр, вдохновлённый психоделией. Для творчества основных представителей Soft Machine и Gong были характерны устойчивые психоделические тенденции.

Прогрессивный металл

Музыка некоторых представителей стоунер-рока может быть классифицирована, как психоделический рок, либо хэви-метал. Более точное определение зависит от конкретного случая. Одним из примеров психоделического стоунер-рока может считаться команда Pharaoh Overlord.

По материалам сайта www.progarchives.com
Оригинальный текст Ээту Пеллонпяя
Перевод с английского Андрея Волкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий