суббота, 10 августа 2013 г.

Soft Machine

Биография

Истоки: от психоделии к фьюжну

Первый состав Soft Machine занял достойное место в зарождавшемся британском андерграунде, и музыканты группы стали завсегдатаями знаменитого  клуба UFO, являвшегося центром движения. Выпустив свой дебютный сингл "Love Makes Sweet Music", команда отправилась в тур по Нидерландам, Германии и Франции. В 1967 году, по окончании гастролей, Дэвид Аллен заявил, что не желает возвращаться обратно в Британию, и остался во Франции, где впоследствии организовал группу Gong. 

В 1968 году Soft Machine выступили в качестве группы сопровождения в американском гастрольном туре команды Jimi Hendrix Experience. В перерывах между концертами был записан и выпущен первый одноимённый альбом группы, ставший классикой психоделического рока. В этот период к команде присоединился будующий участник группы Police - гитарист Энди Саммерс (Andy Summers). Новообразованный квартет отправился на гастроли по США, дав несколько собственных концертов, и вновь выступив на розогреве у команды Хендрикса. Во время тура из группы был уволен Саммерс, на чём настоял Эйерс, который вскорости и сам покинул Soft Machine (правда на сей раз всё обошлось без эксцессов).   

В начале 1969 года в состав Soft Machine был включён бывший гастрольный менеджер и композитор группы Хью Хоппер (Hugh Hopper), занявший вакантное место басиста. Вместе с Уайеттом и Рэтледжом он принял участие в записи второго диска группы - Volume Two, обозначившим переход к инструменальному звучанию в духе фьюжна. Последовавший период, несмотря на частые смены состава и противорчеия внутри команды, стал весьма плодотворным. Трио превратилось в септет, когда в группу пришли четверо музыкантов, игравших на духовых инструментах. Правда долго они в Soft Machine не задержались, и лишь один из них - саксофонист Элтон Дин (Elton Dean) на какое-то время стал полноценным членом ансамбля. В конце концов, группа обрела формат квартета (Уайетт, Хоппер, Рэтледж и Дин), и в этом составе записала ещё два альбома Third (1970) и Fourth (1971). Свой вклад в эти работы внесли и приглашённые музыканты (в основном джазовые), в числе которых Лин Добсон (Lyn Dobson), Ник Эванс (Nick Evans), Марк Чариг (Mark Charig), Джими Гастингс (Jimmy Hastings), Рой Баббингтон (Roy Babbington) и Рэб Спелл (Rab Spall). Четвёртый диск стал первой полностью инструментальной работой Soft Machine, и последним альбомом с участием одного из основателей коллектива - Роберта Уайетта. 

Необходимо отметить, что все без исключения музыканты Soft Machine были весьма оригинальными и искушёнными исполнителями, и каждый из них внёс существеный вклад в общий успех группы. Главной движущей силой был гений эклектики Рэтледж, чьи композиционные построения, аранжировки и великолепное чувство импровизации задавали общий высочайший творческий уровень. Чарующий вокал и оригинальная работа на ударных Уайетта, лирические сольные партии Дина и необычная поп-авангардная трактовка Хоппера великолепным образом сочетаясь, создавали неповоторимое звучание Soft Machine, вызвавшее бурю восторгов в начале 70-х годов. Музыканты группы имели устойчивую тенденции к разработке стандартных композиций и приданию им сюитной формы. Этот подход присутствовал в равной мере как на концертных выступлениях, так и во время записи студийных альбомов (уже на первом диске присутствовала сюита Эйерса). Квинтэссенцией сюитного творчества Soft Machine стал третий альбом - Third (1970), содержавший на каждой из своих четырёх сторон по одной продолжительной композиции, что для того времени было весьма необычно. Именно этот диск издавался на протяжении более чем 10 (!) лет в США, и стал самой успешной по числу продаж записью Soft Machine.  

Этот период стал наиболее успешным в карьере группы и принёс ей большую популярность по всей Европе. Soft Machine вошли в историю, став первой рок-группой, принявшей участие в престижном лондонском музыкальном фестивале Proms. Концерт состоялся в 1970 году и транслировался на всю страну, что принесло команде ещё большую популярность. 

После ухода Уайетта

В связи с творческими разногласиями, в 1971 году группу покинул идин из её лидеров - Роберт Уайетт. В последствии он основал собственный коллектив, иронично озаглавив его Maching Mole (игра слов, основанная на французском варианте имени группы Soft Machine - Machine Molle). На место ушедшего Уайетта был приглашён австралийский ударник Фил Ховард (Phil Howard). Однако, стабильности это Soft Machine не принесло. Конфликты следовали один за другим, что вылилось в итоге в уход того же Ховарда (сразу после окончания записи первой стороны альбома Fifth (1972), а спустя несколько месяцев команду покинул и Дин. Залатать образовавшиеся бреши были призваны ударник Джон Маршалл (John Marshall) и клавишник Карл Дженкинс (Karl Jenkings) (оба бывшие члены группы Иэна Карра Nucleus). Благодаря новичкам, звучание Soft Machine стало ещё более джазовым.

В 1973 году, после выхода альбома Six, из группы ушёл басист Хоппер. Ему на смену пришёл Рой Бэббингтон (Roy Babbington), ещё один бывший участник Nucleus, который ранее уже сотрудничал с группой. Квартет в лице Бэббингтона, Дженкинса, Маршалла и Рэтледжа записал последние три студийных альбома Soft Machine. После записи диска Seven (1973) группа сменила студию звукозаписи, перейдя с Columbia на Harvest. Приглашённый для записи очередного альбома Bundles (1975) фюжн-гитарист Аллан Холдсуорт (Allan Holdsworth) существенным образом изменил традиционное звучание Maching Mole, сделав гитару одним из центральных инструментов. Манера его игры в чём то напоминала Джона Маклафлина (John McLaughlin) - лидера знаменитой джаз-роковой команды Mahavishnu Orchestra. Гитарные партии для последнего студийного альбома Softs (1976) исполнил другой известный исполнитель - Джон Этеридж (John Etheridge). На начальном этапе записи этого диска из группы ушёл последний представитель первоначального состава Soft Machine Майк Рэтледж. На заключительном этапе существования группы, в её составе успели отметиться такие музыканты, как басист Стив Кук (Steve Cook), саксофонист Алан Уэйкман (Alan Wakeman) и скрипач Рик Сэндерс (Rick Sanders). Концертные записи 1977 года с их участием были положены в основу последнего официального релиза Soft Machine, иронично озаглавленного Alive and Well (Живы и бодры).       

Наследие

Начиная с 1988 года в формате CD были изданы все концертные записи Soft Machine. Качество записи варьируется от превосходного до весьма посредственного. В 2002 году четверо бывших участников группы - Хью Хоппер, Элтон Дин, Джон Маршалл и Аллан Холдсуорт - совершили гатрольный тур под именем Soft Works. С конца 2004 коллектив выступает под именем Soft Machine Legacy. Группой было выпущено четыре диска: Live in Zaandam (2005), Soft machine Legacy (2006), Live at the New Morning (2006) и Steam (2007).

В 2005 году была издана книга Грэма Беннетта, повествующая об истории Soft Machine.

Награды

По итогам 1973 года известное музыкальное издание Melody Maker объявило альбом Six лучшим британским джазовым альбомом. В 1974 году всё тот же журнал назвал Soft Machine лучшим компактным джазовым коллективом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий