суббота, 10 августа 2013 г.

Фрэнк Заппа

Фрэнк Винсент Заппа родился 21 декабря 1940 года в городе Балтиморе, штат Мэриленд; умер 4 декабря 1993 года в Лос-Анджелесе, Калифорния. Родители Заппы были потомками эмигрировавших в Америку сицилианских греков; его отец неплохо играл на гитаре. В возрасте двенадцати лет Фрэнк заинтересовался игрой на барабанах, причиной чему послужило изучение ударных инструментов в летнем лагере в Монтеррее. К 1956 году он стал постоянным ударником в местной ритм-н-блюзовой группе под названием Ramblers. Глубокое впечатление на юного музыканта оказало творчество авангардного классического композитора Эдгарда Варезе, под влиянием которого он проникся интересом к разнообразным ритмическим экспериментам. Ещё одним увлечением стала электрогитара, и Фрэнк начал коллекционировать диски, содержавшие в себе соло знаменитых ритм-н-блюзовых гитаристов, среди которых Хаулин Вулф с Юбером Самлином, Мадди Уотерс, Джонни «Гитара» Уотсон и Кларенс “Gatemouth” Браун были особо почитаемыми исполнителями. Единомышленником Заппы был его школьный друг Дон Ван Влит, впоследствии ставший известным, как Капитан Бифхарт. В 1964-м Фрэнк Заппа присоединился к местной ритм-н-блюзовой команде Soul Giants (Род Коллинз – вокал, Рой Эстрада – бас, Джимми Карл Блэк – барабаны) и начал писать для них песни. Группа поменяла название на Mothers (приставка Of Invention была добавлена после настойчивой рекомендации боссов со звукозаписывающей компании).

Появившийся на свет в 1966 году дебютный диск коллектива FREAK OUT! (продюсером которого выступил Том Уилсон, работавший также с Сесилом Тейлором, Джоном Колтрейном и Бобом Диланом) произвёл огромное впечатление. Двойной альбом включал в себя целую сторону сумасшедшей работы ударных, едкую песню протеста “Trouble Every Day” и разнообразные оригинальные дополнения (в частности заметки на обложке, шутки и пародии), позволившие команде моментально завоевать большое число преданных поклонников. Имидж участников группы, их длинные волосы и неистовство сделали их идеальным образом контр-культуры. К тому же, в отличие от своих коллег с восточного побережья  группы Fugs, Mothers  обладали ещё и недюжинным музыкальным мастерством, что стало великолепной почвой для реализации творческих идей Заппы. Последовали многочисленные записи и концерты, включавшие в себя альбом WE’RE ONLY IN IT FOR MONEY (с его замечательной обложкой, пародирующей битловский SGT PEPPER), уничтожающую сатиру на движение хиппи и на реакцию на него в США, а также памятное выступление в лондонском Roal Albert Hall (задокументированное в работе UNCLE MEAT). CRUISING WITH RUBEN & THE JETS стал великолепной данью уважения эре ду-вопа. Британские поклонники группы были особо впечатлены альбомом HOT RATS, на котором социологический комментарий уступил центральное место энергичному джаз-року, виртуозным гитарным соло, экстравагантной “Peaches En Regalia” и эпизодическому появлению Капитана Бифхарта на “Willie The Pimp”. Вскоре оригинальный состав распался (впоследствии возродившись под названием Grandmothers). Последние два альбома команды были изданы собственной компанией звукозаписи Фрэнка Заппы Bizzare, и в последствии здесь и ещё на одной принадлежавшей ему студии Stright Records вышел в свет целый ряд высоко расценённых, хотя и неудачных в коммерческом плане работ, включавших в себя записи GTO’S, Лари Уайлд Мэн Фишера, Элиса Купера, Тима Бакли и конечно же спродюсированный самим Фрэнком классический альбом Капитана Бифхарта TROUT MASK REPLICA.

Стремясь проявить себя в области более жёсткой музыки, чем та, которую исполняла их предыдущая группа Turtles, вокалисты Фло и Эдди скооперировались с Запой для создания фильма «200 мотелей» и ещё трёх альбомов. FILLMORE EAST JUNE ’71 содержал в себе преднамеренно задуманный противоречивый материал, что не могло не вызвать отрицательные оценки со стороны консервативных обозревателей. 1971-й оказался годом несчастливым: 4-го декабря пожар уничтожил технической оборудование группы, работавшей в это время в Монтрё (событие, увековеченное в знаменитой песне Deep Purple “Smoke Over Water”), а вскоре после этого Заппа был сброшен со сцены во время концерта в лондонском театре Rainbow, при этом получив повреждение гортани (после этого его голосовой диапазон понизился на треть) и травму позвоночника, в результате чего музыкант в течение большей части года был прикован к инвалидному креслу. Фрэнк провёл 1972 год в экспериментах  на ниве биг-бэндового фьюжна (WAKA/JAWAKA и THE GRAND WAZOO), привлекая к сотрудничеству лучших сессионных музыкантов западного побережья. Однако вскоре Заппе наскучила джазовая область, и он вновь возвратился к электрической музыке. Работа 1973 года OVER-NITE SENSATION продемонстрировала резкие фьюжн-композиции, непристойную лирику и заразительные ритмы. На концертах команда исполняла необыкновенную смесь основанного на джазе свинга и богатого, звучного рока, чего мог добиться, пожалуй, лишь Заппа с его интересом к современной классической музыке. Перкуссионист-виртуоз Рут Андервуд, скрипач Жак-Люк Понти, учавствовавший в проекте KING KONG, и клавишник Джордж Дюк великолепно проявили себя в данном контексте. Альбом APOSTROPHE (‘) продемонстрировал талант Заппы, как рассказчика в духе Лорда Бакли, а также содержал (в титульной композиции) совместную работу с басистом Джеком Брюсом – в результате диск добрался до 10-го места в хит-параде журнала Billboard в июне 1974 года. Следующая работа ROXY & ELSEWHERE содержала «живое» выступление коллектива, исполнявшего предельно трудный материал (“Echidna’s Arf” и “The Bebop Tango”) с заразительным добрым юмором. Во многом недооценённый альбом ONE SIZE FITS ALL был наполнен невероятными многослойными текстурами. “Andy” была песней о ковбоях, героях второсортных боевиков, а “Florentine Pogen” и “Inca Roads” оказались сложными продолжительными композициями.

В 1975-м Капитан Бифхарт и Фрэнк Заппа предприняли совместный гастрольный тур, и вопреки прошлым разногласиям, выраженным в альбоме BONGO FURY, оба вновь нашли общий язык на почве отвращения к самодовольству общества по поводу празднования двухсотлетия основания США. Альбом ZOOT ALLURES 1976 года стал продуктом сотрудничества Заппы с барабанщиком Терри Бозио, при создании которого Фрэнк собственноручно исполнил большинство инструментальных партий. Заппа предпринял ряд экспериментов на поприще направления, озаглавленного им самим «ксенохронностью» (соединение несвязанных частей для создания асинхронного музыкального произведения), и добился любопытного результата с композицией “Friendly Little Finger”. Титульный трек поднял концепцию дешёвой гитары на новый уровень (что характерно и для творения “The Turture Never Stops”, наполненного проникновенными стенаниями), в то время, как “Black Napkins” являлась неподражаемой композицией для демонстрации виртуозной гитарной техники. Несмотря на то, что сегодня диск Фрэнка Заппы ZOOT ALLURES воспринимается, как ответ на появление панка, на самом деле он не покидал пределов крупномасштабного рок шоу-бизнеса. Серия концертов в Нью-Йорке в период Хэллоуина 1976-го собрала огромную аудиторию, с энтузиазмом реагировавшую на виртуозные сольные номера, потрясающие джем-сейшны и особенно впечатлявшую игру братьев Брекеров (в последствии лучшие моменты выступлений были задокументированы в альбоме LIVE IN NEW YORK). Этот диск стал частью материала, появившегося после разрыва отношений между Запой и корпорацией Warner Brothers, издавшей  в дальнейшем три замечательных инструментальных альбома (впоследствии адоптированных самим Фрэнком для переиздания на компакт-дисках) STUDIO TAN, SLEEP DIRT, и ORCHESTRAL FAVORITES. Зацикленная на панке рок-пресса не знала как относиться к музыке, пародирующей Миклоша Рожу, скрещивающей джаз с партитурами мультфильмов, напоминающей о рок-н-рольной истерии и пролагающей путь фьюжну в 21-е столетие. Не боясь восприятия себя в качестве хиппи, кем он на самом деле не был (альбом WE’RE ONLY IN IT FOR MONEY сказал последнее слово по поводу «лета любви» в то время, когда оно собственно имело место!), Заппа продолжал активную гастрольную деятельность.

Гитарная техника Фрэнка, казалось, приняла новые очертания: примером может послужить композиция “Yo’ Mama” с альбома SHEIK YERBOUTI (1979), предвещавшая грядущую феерию. В особе Айка Уиллиса Заппа нашёл вокалиста, способного выразить необходимое ему сочетание эмоциональной отрешённости и близости, что было воплощено в записи JOE’S GARAGE. После присущего середине 70-х интереса к философским концепциям и причудливым экспериментам, музыка стала более политизированной. Работы TINSELTOWN REBELLION и YOU ARE WHAT YOU IS стали комментариями по поводу роста право-консервативных настроений в обществе.

В 1982 году высокого места в списках популярности достигла песня Заппы “Valley Girl”, в которой его дочь Мун Юнит высмеивала образ жизни, присущий молодёжи пригородов Лос-Анджелеса. В том же году Фрэнк организовал в Нью-Йорке концерт, на котором исполнялась музыка Эдгарда Варезе. Альбом SHIP ARRIVING TOO LATE TO SAVE A DROWING WITCH содержал в себе титульную композицию, продемонстрировавшую неугасающий интерес Заппы к продолжительным произведениям; это было ещё раз подтверждено с выходом серьёзного оркестрового альбома в 1983-м. В 1984 году музыкант оказался чрезвычайно плодовитым: он вернул из небытия композитора 18-го столетия Франческо Заппу и записал его музыку на синклавире; он выпустил роковый альбом THEM OR US, в котором ещё шире раздвинул горизонты своей жёсткой новаторской гитарной техники; и, наконец, в соавторстве с известным французским композитором Пьером Булезом издал диск THE PERFECT STRANGER. Два сборника SHUT UP ‘N PLAY GUITAR и GUITAR доказали, что гитарный стиль Фрэнка Заппы является уникальным; альбом JAZZ FROM HELL представил инструментальные композиции для синклавира, вдохновлённые творчеством Конлона Нанкэрроу; работа THING-FISH была «бродвейским мьюзиклом» о СПИДЕ, гомофобии и расизме. Следующий крупный проект был реализован в 1988 году: коллектив в составе 12 человек исполнял кавер-версии, инструментальные композиции и ряд новых политических песен (вошедших, соответственно, в сборники THE BEST BAND YOU NEVER HEARD IN YOUR LIFE, MAKE A JAZZ NOISE HERE и BROADWAY THE HARD WAY). Музыканты проводили репетиции на протяжении трёх месяцев, в результате чего мощь и точность исполнения были просто потрясающими. К сожалению, данный состав музыкантов распался во время первого же гастрольного тура. Наряду с ретроспективной серией YOU CAN’T DO THIS ON STAGE ANYMORE, Заппа издал восемь своих наиболее популярных концертных записей в рамках кампании против распространителей нелегальной продукции. В Чехословакии, где Заппа на протяжении долгого времени являлся героем культурного андерграунда, его назначили своим культурным послом на Западе, а в 1991 году музыкант заявил о своём намерении участвовать, в качестве независимого кандидата, на президентских выборах в США 1992-го года (и вскоре получил несколько «смертных приговоров»!) Музыкант не переставал удивлять, ни в качестве исполнителя, ни как композитор: объём материала, созданного им за свою карьеру поистине огромен и является в рок-музыке эквивалентом творческого наследия Дюка Эллингтона в области джаза. В ноябре 1991 года дочь Заппы подтвердила сообщения о том, что у её отца обнаружен рак простаты, а в мае 1993-го Фрэнк, совершенно измождённый интенсивной терапией, заявил, что болезнь быстро прогрессирует, в результате того, что опухоль распространилась на костную ткань. Болезнь забрала его жизнь семь месяцев спустя.

В 1995 году компанией Rykodisc в сотрудничестве с Гейлом Заппой была реализована программа переиздания записей Фрэнка. Полный каталог, включающий в себя более 50 альбомов, был заботливо обработан, оформлен и издан. Авторам проекта можно лишь выразить благодарность за столь смелый шаг. Рассматривая карьеру Заппы в перспективе, нельзя не отметить его высочайшую взыскательность к исполнительскому мастерству и техническим аспектам. Переизданные диски отчётливо демонстрируют экстраординарное качество оригинальных записей и идеализм Фрэнка. К этому можно добавить, что Заппа справедливо рассматривается, как один из самых выдающихся гитаристов всех времён. Несмотря на то, что многое в его творчестве может показаться легкомысленным, история признала его, как серьёзного композитора и искушённого музыкального мастера. Пожалуй, по отношению к Заппе может быть, без преувеличения, применён термин «музыкальный гений». И тот факт, что его работе было свойственно потрясающее чувство юмора, является лишь ещё одним преимуществом в его пользу.

По материалам музыкальной энциклопедии Microsoft.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий