суббота, 10 августа 2013 г.

Deep Purple

После выхода трёх первых дисков Deep Purple и многочисленных гастролей по США из состава группы были выведены Род Эванс и Ник Симпер. Им на смену пришли вокалист Иан Гиллан и бассист Роджер Гловер (оба бывшие участники проекта Episode Six). Именно данный состав большинство поклонников и критиков называют лучшим за всё время существования легендарной рок-группы. Первой ласточкой обновлённых Deep Purple стала кавер-версия песни Гринуэя-Кука Hallelujah. Сингл не получил большого внимания. Музыканты не унывали и вскоре выпустили полноценный альбом. Это была весьма смелая и честолюбивая работа. Диск Concerto For Group And Orchestra являл собой совместное исполнение симфонического произведения Джона Лорда группой и Королевским филармоническим оркестром под управлением Малколма Арнолда. Это выступление в Королевском Альберт Холле стало одной из первых попыток скрестить рок и академическую музыку. Впечатления были неоднозначными и, к тому же, не все участники Deep Purple были в восторге от подобных экспериментов. В частности, Ричи Блэкмор считал, что не следует отклонятся от пути всё большего ужесточения звучания команды.

Вскоре после выхода оркестрового альбома начались весьма напряжённые гастрольные поездки и репетиции в студии. В течение следующих трёх лет график работы музыкантов был воистину сумасшедшим. Первый студийный альбом In Rock был выпущен в середине 1970-го года и содержал в себе концертные стандарты Speed King и Child In Time. Группой также был выпущен сингл Black Night , сумевший добраться до лучшей десятки британского хит-парада. Но главным было то, что группа постепенно обретала присущее лишь ей уникальное звучание. Виртуозная игра гитариста Блэкмора и клавишника Лорда, неистовый вокал Гиллана и плотная ритм-секция Гловера и Пейса стали ингридиентами успеха команды. В 1971 году появился альбом Fireball. От своего предшественника он отличался большей прогрессивностью и более мягким звучанием, что было ближе Гиллану, но не понравилось Блэкмору. Очередным успехом в чартах стала композиция Strange Kind Of Woman. Именно в этот период Depp Purple вместе с коллегами из Black Sabbath и Led Zeppelin заложили основу направления в рок-музыке, позднее названного heavy metal. 

На протяжении всего 72-го года группа продолжала непрерывно гастролировать по всему миру, параллельно выпустив новый диск Machine Head. Работа над альбомом началась в передвижной студии в швейцарском городке Монтрё. Однако, в результате несчастного случая на концерте Фрэнка Заппы произошёл крупный пожар, уничтоживший помещение, в котором шла запись нового диска. Пришлось перебраться в местный Grand Hotel и продолжать работу там. Этот инцидент вдохновил музыкантов на создание одной из самых знаменитых рок-композиций Smoke On The Water. Альбом Machine Head стал логическим продолжением своего предшественника, обнаружив в себе лишь добавление буги и фанка. Этот диск по праву может считаться самым успешным за всю карьеру Deep Purple. На нём присутствуют классические номера из репертуара команды: Highway Star, Space Truckin', Lazy и Smoke On The Water. Спустя несколько месяцев после релиза студийного альбома на свет появился и новый "концерник" Made In Japan. Как видно из названия, материал был записан во время гастролей Deep Purple по Японии (на диске присутствуют фрагменты с двух концертов в Осаке и одного в Токио). По сей день этот этот альбом является одной из самых популярных "живых записей" в рок-музыке, хотя, по началу его важность была явно недооценена, и лишь двое участников команды Лорд и Пейс занимались его микшированием.

Классический состав Deep Purple продолжал активно работать и в 1973 году, выпустив свой очередной альбом Who Do We Think We Are, включавший в себя хит Woman From Tokyo. Однако, противоречия в группе достигли своего апогея. В результате, после очередного гастрольного тура по Европе, команду покинул Иан Гиллан, а вслед за ним был уволен и его приятель Гловер. На замену им были призваны неизвестный вокалист из северной Англии Дэвид Ковердейл и басист Гленн Хьюз, бывшие участники команды Trapeze. Новый состав записал в 1974 году весьма успешный альбом Burn. Доминирующее место на нём занял тяжёлый блюз-рок. Хьюз и Ковердейл привнесли в саунд Deep Purple новые элементы: ритм-н-блюз и соул. Эта тенденция стала ещё более очевидной на диске Stormbringer. Такое положение вещей явно пришлось не по нраву гитаристу Ричи Блэкмору, и в 1975 году он покидает ряды Deep Purple, чтобы организовать вскоре, совместно с Ронни Джеймсом Дио и его коллегами по группе Elf новую команду. Так на свет появилась новая величина на рок-сцене - легендарная группа Rainbow.

Уход Блэкмора, казалось, поставит точку в истории существования Deep Purple, так как никто не мог оспаривать тот факт, что Ричи был явным лидером команды на всём протяжении её существования. Однако члены группы не захотели сдаваться без боя и, к удивлению многих музыкальных критиков, заявили, что ищут замену ушедшему бывшему коллеге. Новым и совершенно неожиданным участником Deep Purple стал Томми Болин, молодой талантливый американский гитарист.

Вокалист Ковердейл первым из музыкантов Deep Purple встретился с Болином. Дэвид вспоминал: "Он вошёл, худой, как оглобля, с волосами, выкрашенными в зелёный, жёлтый и синий цвета и с перьями в них. Рядом с ним шевствовала весьма впечатляющая гавайская красотка, одетая в вязанную одежду под которой ничего не было. Он подключил свою гитару к четырём 100-ваттным колонкам Marshall и..." Работа была у него в кармане. Болин до своего появления в Deep Purple играл во множестве ныне совершенно забытых группах середины 60-х: Denny & The Triumphs, American Standard и Zephyr. Однако, известность Томми принесла совместная работа с Билли Кобэмом и группой The James Gang, которые привлекали его в качестве приглашённого гитариста для участия в своих альбомах, вышедших в 1973-74 годах. Также Болин имел в послужном списке совместные выступления с такими известными музыкантами, как Dr. John, Albert King и Alphonse Mouzon, а в тот момент, когда к нему поступило приглашение присоединиться к Deep Purple работал над своим первым сольным диском "Teaser". Конечно, молодой музыкант не смог устоять перед искушением попробовать свои силы в столь знаменитой группе и с радостью согласился занять вакантное место гитариста. 

Плодом творческих усилий в очередной раз обновлённого состава Deep Purple стал альбом Come Taste The Band, появившийся на прилавках американских магазинов в ноябре 1975 года. Несмотря на далеко неоднозначную оценку в музыкальной прессе, эта работа вдохнула новую жизнь в группу, принеся с собой новизну в звучание Deep Purple, приобретшим заметный фанковый привкус, что довольно неплохо сочеталось с хард-роковой основой. Влияние Болина на творческий процесс было существенным, и с поддержкой Гленна Хьюза и Дэвида Ковердейла гитарист стал автором большой части нового материала. 
Казалось дела у группы шли совсем неплохо, однако за видимым успехом скрывалась существенная проблема. Болин пристрастился к наркотикам. Его нестабильное состояние вылилось в проблемы с гастролями, когда приходилось отменять концерты и нести большие убытки. Конец всему пришёл во время британского гастрольного тура в марте 1976 года. Во время заключительного концерта в ливерпульском Empire Theatre, исполняя сольный номер Болин не выдержал колоссального напряжения и попросту сорвал выступление. Дэвид Ковердейл покинул сцену в слезах. Всё было кончено. "Это была трагедия. Томми был блестящим гитаристом, но он просто не мог... помочь себе самому" - вспоминал Дэвид. Официально о распаде Deep Purple было обьявлено в июле 1976 года.  

Позднее Болин, несмотря на все свои проблемы, сумел всё же закончить работу над своим вторым сольником "Private Eyes". Однако, 4 декабря 76-го всех шокировало трагическое известие. Находясь в Майами, где гитарист выступал в гастрольном туре Джеффа Бэка, он был обнаружен в бессознательным состоянии своей подругой. Не сумев его разбудить, она тут же вызвала "неотложку", но было слишком поздно. Официальное медицинское заключение гласило: отравление, вызванное передозировкой наркотиками. Томми было 25 лет.     

В дальнейшем бывшие участники Deep Purple имели успех выступая в различных группах, среди которых Rainbow, Whitesnake, Black Sabbath и Gillan. Тем временем ушлые промоутеры не уставали забрасывать музыкантов легендарной группы предложениями о воссоединии "лиловых". Особенно усилились попытки возродить легендарную группу в конце 70-х, начале 80-х, когда появились явные признаки возрождения интереса к хард-року.

В 1980 году вокалист первого состава Deep Purple Род Эванс собрал состав из малоизвестных музыкантов и провёл гастрольный тур, используя название своей бывшей группы. Естественно этот коллектив, имея в своём составе единственного музыканта когда-либо игравшего в составе легендарной команды и, к тому же, неизвестного большему числу поклонников "лиловых", был тут же признан прессой и слушателями откровенной подделкой. Эванс со товарищи успел отыграть несколько концертов в Мексике и США, пока за дело не взялись судебные инстанции и, в конце концов, запретили этому музыкальному коллективу выступать под вывеской "Deep Purple". Однако, благодаря этому казусу имя "лиловых" снова всплыло в прессе и на какое-то время приковало к себе внимание начавшей уже забывать их музыкальной общественности.

Тем не менее, в апреле 1984 года, восемь лет спустя после роспуска Deep Purple состоялось настоящее и долгожданное возвращение легенды. В эфире пятничного рок-шоу на волнах радиостанции BBC было обьявлено о том, что "классический" состав группы в лице гитариста Блэкмора, вокалиста Гиллана, басиста Гловера, клавишника Лорда и ударника Пэйса воссоединился и приступил к записи нового материала. Музыканты подписали контракты на выпуск диска с Polydor в Европе и с Mercury в Северной Америке. Альбом Perfect Strangers был выпущен в октябре 1984 года и за ним тут же последовало мировое турне возрождённых "лиловых". Музыканты дали первые концерты в Австралии и, обогнув земной шар, следующим летом благополучно вернулись в Европу. Успех был потрясающим! Видимо участники группы были изрядно утомлены насыщенным гастрольным графиком, так как вернувшись на родину дали лишь один единственный концерт на фестивале в Небуорте, где их выступление предваряли Scorpions. Погода во время концерта была плохая, что не помешало тем не менее Deep Purple собрать зрительскую аудиторию в количестве 80 тысяч человек. 

Видя огромный успех участники Deep Purple решили не останавливаться на достигнутом и в 1987 году свет увидела новая работа группы - House Of Blue Light. Этот альбом к сожалению оказался слабее и значительно уступил предшественнику по количеству продаж. По результатам гастрольного тура в поддержку нового диска был издан и концертный альбом Nobody's Perfect (1988). Тем временем в Великобритании в ознаменование 20-летия существования Deep Purple была выпущена новая версия знаменитой композиции из раннего репертуара коллектива "Hush". В 1989 году, в результате очередного конфликта с Ричи Блэкмором, из группы был уволен Иан Гиллан. Ему на замену был призван экс-вокалист Rainbow Джо Линн Тёрнер. В данном составе команда выпустила в 1990 году один единственный альбом Slaves & Masters (по собственному признанию одна из любимых работ Блэкмора за всю его музыкальную карьеру) и дала серию концертов. Несмотря на довольно приличное качество материала и исполнительского мастерства, большинство поклонников группы осталось недовольным. Они не могли принять иного вокалиста кроме Гиллана.

После окончания гастрольного тура в поддержку Slaves & Masters Тёрнер всё таки был вынужден покинуть команду. На этом настояли Лорд, Пэйс, Гловер, а так же звукозаписывающая компания, которые считали, что для успешного продолжения существования Deep Purple необходим голос Гиллана. В конце концов, Блэкмор вынужден был уступить и в очередной раз возрождённый "золотой" состав в 1993-м выдал на гора альбом Battle Rages On. Последовали гастроли по европейским странам. Критики вновь не могли нахвалиться на ветеранов рок-сцены. Но успех не смог примирить вечных антиподов Гиллана и Блэкмора. Их конфликт достиг предела. В ноябре 1993 года Ричи решает навсегда покинуть Deep Purple. Группе для намеченных на декабрь концертов в Японии срочно понадобилось искать достойную замену Блэкмору. И такой человек был найден. Им оказался известный гитарный виртуоз Джо Сатриани. Ветераны Deep Purple остались весьма довольны работой Джо и он присутствовал в составе во время гастрольного тура по Европе летом 1994-го. Более того ему было предложено стать постоянным гитаристом группы, однако из-за данных ранее контрактных обязательств Сатриани вынужден был уйти. "Лиловым" снова пришлось обратиться к поискам. В итоге единогласно было решено пригласить гитариста из Dixie Dregs Стива Морза, ставшего с тех пор неизменным членом команды.  

Появление в Deep Purple Стива Морза определённо принесло с собой необходимые свежесть и энергию. По общему признанию Стив является одним из лучших современных гитаристов. Его изысканная и утончённая техника нашла большое число преданных поклонников. В 1996 году появился новый диск команды Perpendicular. Отзывы были весьма позитивными. Работа была отмечена мастеровитой уверенностью и насыщена новыми идеями. В оставшиеся годы уходящего тысячелетия группе неизменно сопутствовал успех. Deep Purple выпустили "тяжёлый" альбом Abandon (1998) и много времени проводили на гастролях по всему миру. Время казалось не властно над уже весьма немолодыми музыкантами. Их концерты были наполнены потрясающей энергетикой, а такого разнообразия материала, исполяняемого со сцены пожалуй не было никогда в истории ансамбля. В 1999 году клавишником Джоном Лордом при содействии поклонника творчества Deep Purple, являвшегося музыковедом и композитором, скурпулёзно были воссозданы партитуры знаменитой работы Concerto For Group And Orchestra. Новое имполнение реанимированного произведения состоялось в сентябре того же года в Королевском Альберт Холле. На этот раз дирижёром оркестра выступил Пол Манн. На концерте прозвучали также песни из сольного репертуара членов Deep Purple, а также небольшой подбор всем хорошо известных совместных композиций. Запись выступления была издана в 2000 году на диске Concert With The London Symphony Orchestra.         

Большую часть последующих лет группа провела в гастрольных поездках. Так продолжалось вплоть до 2002 года, когда "патриарх" и один из основателей легендарного коллектива Джон Лорд (являющийся вместе с Ианом Пэйсом единственным участником Deep Purple, присутствовавшим во всех составах группы) обьявил о своём мирном расставании с коллегами. Причиной послужило желание клавишника сосредоточиться на сольной деятельности, в частности ему хотелось больше времени уделять работе с оркестром. Вакантное место клавишника занял также весьма маститый и известный Дон Эйри (экс-участник Rainbow и Whitesnake), который до этого уже успел поработать в группе, заменяя больного Лорда в 2001 году. В 2003-м коллектив выпустил долгожданный студийный альбом, весьма благожелательно встреченный музыкальной критикой и получивший довольно противоречивое название Bananas. Незамедлительно последовал тур в поддержку нового диска. В октябре 2005 года (в год 37-летия существования Deep Purple!) группа порадовала своих фанов новым диском Rapture Of The Deep. Несмотря на то, что материал был записан за каких-то несколько недель, он оказался самой прогрессивной и захватывающей работой музыкантов за многие годы и группа вновь, в который уже раз, отправилась в поездку по миру покорять сердца поклонников музыки.

Сегодня Deep Purple прочно удерживает, как в студийной работе, так и в концертной деятельности титул одной из самых плодовидых, долгоживущих и интенсивно гастролирующих рок-групп.

Комментариев нет:

Отправить комментарий