воскресенье, 11 августа 2013 г.

Нео-прог

До сих пор существует разница во мнениях, когда именно зародился нео-прог. Одни полагают, что "первой ласточкой" стал классический альбом Marillion "Script for a Jester's Tear", изданный в 1983 году, другие считают прародителями жанра британскую команду Twelfth Dawn, заявившую о себе в конце 80-х, третьи вообще утверждают, что сами Genesis обозначили типичные рамки нео-прга ещё в 1976 году, записав Trick of the Tail. Одно можно утверждать смело, главными вдохновителями жанра следует считать классические симфо-прог группы 70-х.   

Предтечей нео-прога стали работы Стива Хэккета (Spectral Mornings), Genesis (Wind & Wurthering, And Then There Were Three, Seconds Out, Saga (Saga), все диски Camel, начиная Breathless и заканчивая Single Factor, а также альбомы Eloy, особенно Silent Cries и Mighty Echoes. С начала 80-х годов основу нео-прога составляли британские группы, однако, впоследствии в движение влились команды из различных уголков планеты, так что в 90-х жанр стал воистину интернациональным.

Характерной особенностью нео-прога является повышенная эмоциональная окраска, часто выражаемая посредством острой лирики и ярких сценических представлений. Построение песен, в отличие от некоторых другие направлений прогрессивного рока, основано на чёткой классической композиции, заметно реже здесь присутствует импровизационный момент. Типичное звучание представителей жанра представляет собой мелодичные и эмоциональные соло электрогитары, которые перемежаются с современным, сочным, переливающимся и атмосферным звучанием клавишных. Главными вдохновителями современных исполнителей нео-прога являются такие корифеи рок-музыки, как Genesis, Yes, Camel и Pink Floyd.    

1980-е:

Как ни странно, нео-прогрессивный рок 80-х испытал на себе не слишком большое влияние популярного в то время течения "новой волны", в качестве исключения на ум приходит разве что Twelfth Night. Многие исполнителели, желая идти в ногу со временем, активно использовали в своём творчестве новейшие технологии, в частности синтезаторы. С другой стороны будучи в своём большинстве поклонниками классического симфо-рока 70-х, они естественно стремились придать своему саунду характерные черты той "золотой эпохи" прог-рока.  

Ведущие группы 80-х: Abraxas, IQ, Marillon, Pallas, Pendragon, Twelfth Night

1990-е/2000-е

После схода на нет "новой волны", в нео-проге стала заметной тенденция к более чистому, классическому звучанию, что выразилось в возвращении к истокам прог-рока. Вместе с тем музыканты изо всех сил стремились избежать банального повторения пройденного. Пожалуй, самым главным характерным признаком саунда исполнителей нео-прога данного периода стало его существенное "утяжеление". В качестве наглядно примера следует назвать группу Arena, чьё творчество может быть с лёгкостью причислено наравне с нео-прогом к разряду прогрессивного метала.

Ведущие группы 1990-х/2000-х:

Arena, Collage, IQ, Marillion, Pendragon, Quidam, Sylvan

В работе над статьёй приняли участие спецы прог-рока Stonehead, Sygnus X-2, Greenback

20 ключевых альбомов

MARILLION - Script For A Jester's Tear (1983)    
ARENA - The Visitor (1998)
MARILLION - Misplaced Childhood (1985)    
ARENA - Contagion (2002)
PENDRAGON - The Masquerade Overture (1996)    
PALLAS - The Dreams Of Men (2005)    
COLLAGE - Moonshine (1994)    
ABRAXAS - Abraxas ... Cykl Obraca Sie. Narodziny, Dziecinstwo Pelne Duszy, Usmiechow Niewinnych I Zdrady (1996)
IQ - Ever (1993)    
MARILLION - Brave (1994)    
MAGENTA - Seven (2004)    
IQ - Dark Matter (2004)
SYLVAN - Posthumous Silence (2006)    
PENDRAGON - The Window Of Life (1993)    
MARILLION - Marbles (2004)    
SATELLITE - Into The Night (2007)
CLEPSYDRA - Fears (1997)    
MARILLION - Clutching at Straws (1987)    
GALAHAD - Empires Never Last (2007)    
IQ - The Seventh House (2000)

По материалам сайта www.progarchives.com
Перевод с английского Андрея Волкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий