суббота, 10 августа 2013 г.

Jethro Tull

Основатель, лидер и наиболее творческая личность группы Jethro Tull, певец и флейтист Йен Андерсон родился в Шотландии 10 августа 1947 года. Он посещал художественную школу, пробовал свои силы в любительской музыкальной группе и долгое время находился в нерешительности, избрать ему карьеру музыканта или журналиста. В конце концов склонность к музыке победила и начиная с осени 1967 года о вошёл в состав группы John Evan Band, полупрофессионального обьединения, которое гастролировало в районе Блэкпула. В попытках снискать популярность группа спустилась на юг Англии, ближе к Лондону, но вскоре из-за недостатка ангажементов распалась. Андерсон и его соратник басист Глен Корник решили обьединить свои силы с лондонскими музыкантами: гитаристом Миком Эбрахамсом и ударником Клайвом Банкером. Таким образом на свет появилась команда Jethro Tull, названная так в честь знаменитого английского агрария-реформатора 18 столетия.



Летом 68-го года Jethro Tull произвели фурор на блюзово-джазовом фестивале, проходившем на стадионе в Клэмптон-парке. Основой музыки, которую играли музыканты группы был ритм-н-блюз с оттенком джаз-рока. В том же году был издан дебютный диск команды под названием "This Was". Центральное место на диске заняли композиция Роланда Кирка "Serenade To A Cuckoo" с андерсоновской флейтой и переработка традиционной мелодии "Cat's Squirrel". После выхода альбома в группе назрел конфликт между двумя лидерами Андерсоном и Эбрахамсом. В результате последний покинул команду.

Следующий альбом "Stand Up" существенным образом отличался от предыдущего. Здесь вместо продолжительных гитарных пассажей Эбрахамса присутствовали непродолжительные композиции с ясным рисунком и остроумным текстом. Многие поклонники Jethro Tull считают эту работу лучшей за всю историю  легендарной команды. Диск действительно нёс в себе все признаки музыкального и поэтического творчества Йена Андерсона: изысканность, комбинацию акустических инструментов с электрическими, жанровую разнородность, певческую выразительность и тематическую необычность и глубину. Альбом возглавлял хит-парады в течение нескольких недель, а сам ансамбль занял второе место в анкете популярности журнала Melody Maker вслед за Beatles. 

Отдельных слов заслуживает сценический образ Андерсона. Когда он появлялся на сцене у неподготовленного зрителя волосы вставали дыбом. В своём разодранном пальто Йен напоминал бродягу с большой дороги. Он несомненно занимал центральное место во время концертных выступлений группы. По ходу шоу Андерсон менял один инструмент на другой, играя на флейте, испанской гитаре, мандолине и губной гармонике. Стала знаменитой его поза, когда он солировал на любимой флейте стоя на одной ноге.

Замену ушедшему гитарису Эбрахамсу удалось найти не скоро. Какое то время с Jethro Tull играл даже будущий лидер Black Sabbath Томми Йомми. Однако в конце концов выбор пал на Мартина Барра, который впоследствии станет самым постоянным членом коллектива, исключая естественно самого Андерсона. Тем временем высоких мест в списках популярности достигли синглы "Sweet Dream" и "The Witches Promise", что заставило обратить пристальное внимание на группу заправил шоу-бизнеса. Однако сам Андерсон постоянно решительо отказывался от роли суперзвзды, которую ему постоянно пытались навязать. Что касается творчества, то лидер Jethro Tull всё больше и больше осознавал ограничения, наложеные узкими рамками традиционного ритм-н-блюза. Начиная с альбома "Stand Up" в музыке группы доминирующее место занимают идеи Йена Андерсона и можно сказать что последующие диски Jethro Tull стали во многом его авторскими работами.

Особенно большого успеха команде удалось достичь в Америке. Вместе с отличной продажей дисков за Jethro Tull здесь прочно закрепился статус "возглавляющих концерт". Новый диск группы "Benefit" был принят за океаном на ура, однако потерпел относительную неудачу в Великобритании. Это стало показателем того, что ансамбль сделал ставку на американский рынок, что впоследствии не раз вызывало недовольство со стороны критиков и поклонников на родине музыкантов. Артистически новый альбом не уступал предыдущему, включая в себя несколько чудесных композиций с клавиатурным сопровождением. Вскоре команду покинул Глен Корник, на замену котороу был приглашён Джефри Хэммонд-Хэммонд, косвенно знакомый поклонникам Jethro Tull по песням "Song For Jeffrey" и "Jeffrey Goes To Leichester Squere".

Поворотным моментом в творчестве коллектива безусловно стал альбом "Aqualung". Это была первая попытка Андерсона создать концептуальное произведение. Вся вторая сторона диска была посвящена изложению взглядов лидера Jethro Tull на природу религии. Эта работа группы вызвала резкую поляризацию критиков, которая сохранилась и поныне. Тогда как в одном издании тот или иной диск группы безудержно расхваливался, другой критик столь же безоговорочно предавал его анафеме. Противники обовлённого звучания группы сетовали на то, что в музыке Jethro Tull появились элементы напыщенности и претенциозности. Но, с другой стороны, нельзя не отметить ту эмоциональную насыщенность, которая в значительной степени была утрачена в последующих работах. Альбом "Aqualung" был продан в количестве более миллиона экземпляров и подтвердил успех группы по обе стороны Атлантики. Но многое ещё смущало покой поклонников ансамбля. Его выступления стали в какой-то мере утрачивать оригинальность, порой скатываясь в самопародию. Никак не мог установиться состав - в конце 1971 года ушёл Клайв Банкер, оставив Андерсона единственным оригинальным членом группы.

К выходу в свет альбома "Thick As A Brick" было обьявлено, что для его создания Андерсон положил на музыку стихотворение восьмилетнего вундеркинда Джеральда Бостока "Ужасно глупый", которое получило на ТВ премию и вызвало сильный протест общественных организаций, так как содержало отрицание жизни, Бога и отечества. На обложке альбома была изображена вырезка из газеты, подтверждавшая эти сведения. На самом деле эта история была не боле чем демонстрацией размаха фантазии Йена Андерсона. Тексты песен содержали полемику с поп-культурой, сочуствие тем, кто оказался в этой жизни аутсайдером; это был непрерывный поток слов и музыки, которые нужно слушать вновь и вновь, но которым так трудно найти прямой путь к сердцу. Диск был целиком концептуальным - одна продолжительная пьеса, тщательно сконструированная и безукоризненно отыгранная, но охарактеризованная в современной прессе, как непонятная и лишённая чувства.

Не лучшим оказался приём со стороны музыкальной критики и следующего альбома группы "A Passion Play". Здесь поэтическая образность Андерсона зашла так далеко, что где-то вдруг стала самоцелью, оказалась без идеи, которая обьединила бы и зажгла это необыкновенное скопище слов. Вместе с тем нельзя не отметить виртуозное вокальное исполнение Андерсона, к которому завершённо примыкала жанрово неопределённая музыка, рождённая без оглядки на музыкальную моду и повествующая о той самой единственной, но ещё несыгранной Игре Страстей, которую мало кто пережил.

Конечно можно найти на этих двух альбомах провалы, однако всё же такая жёсткая и можно даже сказать жестокая оценка со стороны прессы и публики в то время не поддаётся обьяснению. Гениальный фантаст и умный делец Андерсон оказался не готовым к подобной ситуации и пообещал музыкальной общественности лишить её своей благосклонности на "неопределённое время", прекратив выступления группы. В какой то мере на такое решение повлияла усталость музыкантов от постоянных изматывающих гастролей и начавшиеся сьёмки фильма, однако оно оказалось весьма непродуманным и вредным для группы.

Тем не менее в середине 1974 года группа вновь принялась за работу, поселившись для записи очередного диска "War Child" в швейцарском городке Монтрё. Поначалу альбом задумывался как саундтрек к упомянутому фильму, однако бюджет картины оказался слишком перегружен и проекту не суждено было воплотиться в реальность. В результате созданный материал был выпущен лишь на пластинке в конце того же года. Для альбома характерным оказался отказ Андерсона от концептуальной формы в пользу песенного формата. Это была попытка воссоздать магию раннего периода творчества Jethro Tull. Здесь присутствовали весьма интересные места, но в то же время музыка оказалась перегруженной звуковыми эффектами. Тексты, которые звучали в перерывах между разрывами гранат, были достойны начинающего графомана и весь коллаж в целом находился за пределами хорошего вкуса. Тем не менее альбом был принят довольно тепло, а сингл "Bungle In The Jungle" занял высокие места в чартах. Последовало интенсивное турне возвращения.

В 1975 группа записала альбом "Minstrel In The Gallery", ставший попыткой в какой-то мере реабилитировать монотематическую форму. Во многих отношениях этот альбом стал более осмысленным и эмоциональным, чем диски "Thick As A Brick" и "A Passion Play" и музыкально более завершённым и цельным, чем остальные. Безусловно эта работа музыкантов является одним из пиков в творчестве Jethro Tull. В ней вновь проявились почти все достоинства Андерсона, создющего законченные образы модернового вокала, не ограниченного ни текстом, ни музыкой и выстраивающего из весьма независимых предложений свод рассказа. Как крик души звучит титульная баллада этого диска, начинающаяся спокойным повествованием и в процессе расцвеченная всеми инструментами ансамбля. Здесь и наблюдения за самим собой, индустрией развлечений и собственным местом в ней, на что был способен из остальных музыкантов разве что только Фрэнк Заппа. Андерсон, как автор всех песен, скрываясь за балладной формой, ни на минуту не позволил себе скатиться ни к карикатуре, ни к проповеди. Прессой альбом был встречен довольно тепло, но как и его предшественники лучше продавался в Штатах, нежели на родине. В 1975-м группу покидает басист Джефри Хэммонд-Хэммонд, решивший посвятить себя живописи. Его сменил американец Джон Глэскок.

По собственному признанию бессменного лидера Jethro Tull он всегда ощущал себя слишком старым для рока, однако слишком молодым для смерти. Под последним он понимал потерю себя самого, своей собственной личности в круговерти шоу-бизнеса. Именно раздумья на эту тему лягли в основу альбома, который был красноречиво озаглавлен "Too Old To Rock'n'Roll, To Young To Die". Главным действующим лицом этого произведения был стареющий рокер Рэй Ломас, пытающийся остаться верным идеалам своей молодости. История в конечном счёте кончается хэппи-эндом, когда Рэй, благодаря воскрешению старого доброго рок-н-ролла, снова становится кумиром своих слушателей. На диске есть интересные звуковые пассажи и производящий впечатление вокал Андерсона. Титульную песню альбома можно отнести к числу самых печальных, на ней вокалист несколько раз менял тон. Этот диск можно сравнить с книгой, которую в отличие от журнала, прочитав отлаживаешь в сторону, но через какое-то время перечитываешь вновь.

Относительная комерческая неудача "Too Young To Rock'n'roll...", первого диска группы не достигшего статуса "золотого", побудил Андерсона произвести кардинальную смену своей музыкальной позиции. Новое вдохновение Йен обнаружил в природе. Наверное в какой то мере его побудило обратиться к тематике окружающей среды и воспоминания о детстве и юности, проведённых в промышленном Блэкпуле. "Songs From The Wood" является самым фолковым альбомом Jethro Tull и содержит в себе сильный замысел и восторженные песенные номера. Этот цикл песен обьединяют образы средневековой Англии, переплетающиеся с намёками даже на более ранние времена. "Ring Out, Solstice Bells" - своего рода рождественский гимн, взывающий к друидам и гномам, "Cup Of Wander" знаменует ежегодное весеннее возрождение природы, "Hunting Girl" - новый пересказ старинного сюжета о мезальянсе, "Velvet Green" и "Jack-In-The-Green" напоминают о медленно вымирающих патриархальных деревенских традициях зелёной Англии. Во всех этих композициях мелодии андерсоновской флейты великолепно сочетаются с гитарными гармониями Барра. Альбом примечателен ещё и тем, что здсь впервые присутствует заметное звучание клавишных в исполнении нового участника группы Дэвида Палмера. Благодаря его виртуозной работе звучание Jethro Tull приобретает более стройные очертания и ещё большую глубину. Также здесь впервые можно услышать кроме андерсоновского и другие голоса, переплетение которых окончательно оформляет запись как музыкально, так и тематически.

В том же духе был и последующий диск "Heavy Horses". Главными героями здесь были лошади, собаки, мыши, кошки, флюгера и прочие атрибуты сельской жизни. Особенно выделялась титульная песня - с одной стороны грустное повествование о загнанных лошадях, но с другой - гимн гордости этим шеффилдским, йоркширским и першеронским благородным созданиям. Но стоит признать, что того великолепного пасторального эффекта, который был присущ предыдущей работе на этот раз музыкантам достичь по большому счёту, к сожалению, не удалось. Намного большее впечатление произвёл двойной концертный альбом "Bursting Out", ставший пожалуй одной из самых убедительных "живых" записей в истории рока. Здесь преобладало звучание аккустических инструментов, что было весьма характерно для 1978 года. Для тех, кто только начинает знакомиться с творчеством Tull этот диск стал бы, наверняка, лучшим приобретением. Это своего рода квинтэссенция творчества команды. Особенно впечатляет вторая часть альбома, где из каждого тона флейты струится радость борьбы и тореодорская спесь, тотчас же вознаграждённая взрывом восхищения публики.

Одной из отличительных особенностей и сильных сторон музыки группы было том, что музыканты никогда не эксплуатировали одну и ту же тематику более чем на двух лонгплеях. Следующие два диска "Stormwatch" и "A" стали новым этапом в творчестве Jethro Tull. Во время записи первого внезапно заболел басист Глэскок. Андерсон был вынужден замещать коллегу. При прослушивании "Stormwatch" невольно возникает чувство диссонанса между текстом, музыкой и вокалом. Данная работа лишь претендует на величие, однако не достигает его. После выхода альбома в составе группе произошли кардинальные изменения: на место окочательно ушедшешего Глэскока (чуть позже он умер в результате неудачной операции на сердце) был принят Дэйв Пегг (экс-Fairport Convention), а затем были уволены Ивэн, Палмер и Барроу. На место ударника был приглашён 20-летний Марк Крейни из Лос-Анджелеса, а в записи альбома "A" принял участие клавишник и скрипач Эдди Джобсон, незадолго до того покинувший супергруппу UK. Последний сумел продемонстировать помимо энергичной и эластичной игры также способность к соавторству. Новый диск продемонстрировал новую тенденцию в творчестве Jethro Tull. Здесь присутствовал новый подход, выражавшийся в переходе от фолка к синтезаторной музыке и технопопу. Рецензенты обошлись с новым творением группы весьма круто, однако Андерсон в свойственной ему манере просто напросто послал журналистов подальше.

Jethro Tull счастливо удалось избежать печальной участи многих "динозавров" рока, почивших в бозе на рубеже 70/80-х, будучи не в состоянии достойно конкурировать с представителями панка и "новой волны". Более того сам Андерсон прямо заявлял, что будь ему в то время шестнадцать лет он непременно стал бы панком. Нет никаких причин не доверять музыканту. В молодости Йен охотно играл грубый ритм-н-блюз и воротил нос от отшлифованного соула из Мемфиса или Детройта. Как и большинство его коллег-рокеров, Андерсон всегда ставил во главу угла музыкальное содержание, думая о текстах в последнюю очередь. Вершиной популярности Jethro Tull можно пожалуй считать выступление 9 октября 1978 года в нью-йоркском Madison Squere Garden. Благодаря прямой спутниковой телетрансляции за шоу могли наблюдать 400 миллионов! зрителей во всём мире. В том году ансамбль надолго очутился в хит-парадах. При том надо признать, что Jethro Tull никак нельзя назвать рекордсменами по продажам дисков.

На альбоме "Broadsword And The Beast" за клавишные вместо "звезды" Джобсона встал Питер-Джон Ветиз. Новый альбом стал "золотой серединой" между "Аквалангом" и "Песнями леса". Не последнюю роль в звучание внёс продюсер команды Пол Самвел-Смит. Ранее Андерсону не удавалось достичь такого цельного звука по причине того, что ему всё время приходилось при организации записи полагаться либо целиком на себя либо на случайных людей. На этот раз всё было иначе. Работа получилась весьма повествовательной и драматичной и великолепно сочетала в себе рок и фолк. Песня "Fallen On Hard Times" стала одной из самых мощных за историю группы, и мало какой альбом имеет такое великолепное окончание, каким стала полная скромного очарования минутная композиция "Cheerio". Имелись здесь и другие, не менее изобретательные мелодии, украшенные отличными аранжировками. Что касается тематики альбома, то здесь преобладали неуравновешенность и страх, порождённые человеческими разногласиями.

Несмотря на явный успех, Андерсон вновь, как и прежде не стал повторяться в последовавшей работе. Очередной альбом "Under Wraps" кардинально отличался от предыдущего. Это был смелый эксперимент, предпринятый в собственной домашней студии. В работе, помимо Йена, приняли участие лишь двое его верных сподвижников Барр и Пегг. Вместо ударника Андерсон решил использовать электронику, подобно своему коллеге Питеру Габриелю. Для диска характерным стало резкое звучание синтезаторов и гитар. Сочетание всех этих элементов казалось вполне логичным, но окончательный результат, нечто среднее между холодным комментарием и интеллектуальным взглядом на трагикомедию, работает едва ли вполсилы. Просто Андерсон всем своим существом, начиная с восторженного облезлого голоса, несколько не вписывался в это гладкое здание.

На фоне посредственного "сольника" Андерсона "Walk Into Light", новый диск Jethro Tull "Crest Of The Knive" не мог не вызывать искреннее восхищение. Это была лучшая работа группы в 80-х, что было подтверждено получением почётной премии "Грэмми" в номинации "Лучиший рок-альбом года". Музыканты удивили многих скептиков, считавших, что лучшие года далеко позади и ещё раз продемонстировали, что возраст не помеха, если не утрачена настоящая страсть к тому, что ты делаешь. Это была совершенная, блестяще сыгранная музыка! Андерсон заявил тогда: "Самым лучшим нашим диском будет последний". Последовавший альбом "Rock Island" был отмечен монументальностью и более плотным саундом. В нём было больше динамичности и жёсткого драйва, нежели пасторальных эллегий, характерных для предшествующих дисков Tull. Разочаровавший многих "Catfish Rising" обозначил возвращение к блюзовым корням.

"Roots To Branches" по признанию лидера группы стал своеобразной версией для 90-х классического альбома конца 60-х "Stand Up". Здесь присутствовало обилие флейты, достаточно риффовой гитары и множество влияний из самых различных источников, от блюза и классики до восточных мотивов. Единственным недочётом, пожалуй, можно назвать нарочито стилизованное под семидесятые годы звучание. Возникает ощущение концертного исполнение, а ведь если бы звук был более разнообразным, результат очевидно был бы более впечатляющим. "Dot Com"- уклон в более прямолинейное звучание. Музыкантам явно захотелось обогатить свой репертуар композициями, которые можно было бы с наименьшей потерей качества исполнять на концертах.

Напоследок слово основателю и неизменному лидеру Jethro Tull Йену Андерсону. "Если меня спросят, какие наши диски мне нравятся больше всего, я наверняка скажу, что это "Aqualung", а также "Stand Up" и "Crest Of The Knave". Видимо наши ранние альбомы пользуются наибольшим признанием среди слушателей, но, пожалуй, это неизбежно для любой группы. С другой стороны, должен сказать, музыку последних 15 лет нам больше всего нравиться играть живьём. Так что в результате всё это неплохо сбалансировано."



 Состав:

* Иэн Андерсон (Ian Anderson) (1968 — до сих пор) — губная гармошка, гитара, флейта, основной вокал
* Мик Абрахамс (Mick Abrahams) (1968) — гитара, основной вокал
* Глен Корник (Glenn Cornick) (1968—1970) — бас
* Клайв Банкер (Clive Bunker) (1968—1971) — барабаны
* Тони Айоми (Tony Iommi) (1968) — гитара (на концерте «Рокнролльный цирк Роллинг Стоунз»)
* Мартин Барр (Martin Barre) (1969-до сих пор) — гитара, мандолина, флейта
* Джон Эван (John Evan) (1970—1979) — клавишные, орган
* Джефри Хамонд-Хамонд (Jeffrey Hammond-Hammond) (1970—1975) — бас
* Бэримор Барлоу (Barriemore Barlow) (1971—1979) — барабаны
* Джон Гласкок (John Glascock) (1975—1979) — бас
* Тони Уильямс (Tony Williams) (1978—1979) — бас (временная замена Гласкока)
* Дэвид Палмер (David Palmer) (1976—1979) — клавишные
* Дэйв Пегг (Dave Pegg) (1979—1995) — бас, мандолина
* Эдди Джобсон (Eddie Jobson) (1980—1981) — клавишные, скрипка
* Марк Крэйни (Mark Craney) (1980—1981) — барабаны
* Пол Бургесс (Paul Burgess) (1981—1983) — барабаны (всего на один тур)
* Джери Конуэй (Gerry Conway) (1982,1987) — барабаны
* Питер-Джон Ветесс (Peter-John Vetesse) (1982—1985) — клавишные, синтезаторы
* Доан Перри (Doane Perry) (1984-до сих пор) — барабаны
* Дон Эйри (Don Airey) (1987-1988) - клавишные
* Мартин Элкок (Martin Allcock) (1988—1992) — клавишные
* Дэйв Мэттэкс (Dave Mattacks) (1991—1992) — барабаны
* Энди Гиддингс (Andy Giddings) (1991-до сих пор) — клавишные
* Джонатан Нойс (Jonathan Noyce) (1995-до сих пор) — бас

Дискография:

* This Was (1968)
* Stand Up (1969)
* Benefit (1970)
* Aqualung (1971)
* Thick as a Brick (1972)
* Living in the Past (1972)
* A Passion Play (1973)
* War Child (1974)
* Minstrel in the Gallery (1975)
* M.U. — The Best of Jethro Tull (1976) (сборник)
* Too Old to Rock And Roll, Too Young to Die (1976)
* Songs from the Wood (1977)
* Repeat — The Best of Jethro Tull — Vol II (1977) (сборник)
* Heavy Horses (1978)
* Live — Bursting Out (1978) (концертная запись)
* Stormwatch (1979)
* A (1980)
* Broadsword and the Beast (1982)
* Under Wraps (1984)
* Live at Hammersmith '84 (1990) (концертная запись)
* Original Masters (1985) (сборник)
* A Classic Case (1985) (альбом оркестровых каверов)
* Crest of a Knave (1987)
* 20 Years of Jethro Tull (1988)
* Rock Island (1989)
* Catfish Rising (1991)
* A Little Light Music (1992) (концертная запись)
* 25th Anniversary boxed set (1993) (сборник)
* The Best of Jethro Tull: The Anniversary Collection (1993) (сборник)
* Nightcap (1993) (сборник редких записей с ограниченным тиражом)
* Roots to Branches (1995)
* J-Tull Dot Com (1999)
* Living with the Past (2002) (концертная запись)
* The Jethro Tull Christmas Album (2003)
* Nothing Is Easy: Live at the Isle of Wight 1970 (2005) (концертная запись)
* Aqualung Live (2005) (выпущенная ограниченным тиражом запись концертного исполнения альбома Aqualung)

По материалам сайтов www.j-tull.com.ru и ru.wikipedia.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий