воскресенье, 11 августа 2013 г.

Прог-фолк

По следам 60-х последовал новый всплеск популярности фолка. Целая плеяда талантливых исполнителей завладела умами молодёжи по обе стороны Атлантики. Зачастую фолк-рокеры избирали главной тематикой для своего творчества политический протест, как правило с левым оттенком, что вело к конфронтации с официальными властями. Лидерами фолк-сцены стали Боб Дилан, Джоан Байес, Вуди Гатри, Джон Денвер, Баффи Сте-Мари, Ричард и Мими Фарина (США), Ширли Коллинз и Ивэн Макколл (Великобритания), Юг Офрэ (Франция). В Квебеке громко заявили о себе шансонье Клод Левейе и Феликс Леклерк, побуждая своим творчеством родную провинцию отстаивать свои права перед лицом английского доминирования. Немалую лепту в подъём фолка внесли и англоязычные канадцы Джони Митчелл, Нил Янг и Леонард Коэн.  

Легендарный альбом Боба Дилана "Highway 81 Revisited" засвидетельствовал "электрификацию" метра и тем самым вызвал недовольство поклонников чистоты жанра, однако, он же в немалой степени способствовал зарождению нового музыкального направления - фолк-рока. В то время, как сам Дилан очень скоро изменил приоритеты в своём творчестве, создав новый подвид фолка - кантри-рок, его британский эквивалент Донован остался верен фолк-роковым постулатам. Таким образом в Штатах лидерами жанра стали The Byrds, записавшие потрясающую композицию "Eight Miles High", которая содержала в себе весьма продолжительное для того времени гитарное соло. Вслед за "Птицами" последовало бесчисленное множество молодых амбициозных музыкантов с западного побережья, среди которых особенно выделялись Love, Jefferson Airplane (а позднее и их правопреемники Hot Tuna), Grateful Dead, Quicksilver Messenger Service, Pearls Before Swine, Тим Бакли. Даже такие звёзды, как Карлос Сантана с его традиционными латинскими ритмами и нью-йоркская команда Loving Spoonful испытали на себе значительное влияние фолк-рока. Несмотря на значительную популярность дуэта Simon & Garfunkel, чьи песни блистали изысканными гармониями, в целом фолк-рокеры так и не снискали большой популярности у массового слушателя.

В Британии целый ряд шотландских групп, вдохновлённых творчеством соотечественника Донована, с азартом погрузились в исследования на почве фолк-рока. Incredible String Band под руководством шотландцев Палмера и Уильямсона записали два новаторских альбома "5000 Layers Or The Spirit Of The Onion" и "The Hangman's Beautiful Daughter"; группа The Pentangle, также ведомая шотландцами Ренбурном, Яншем и Макши, с успехом сочетала в своих композициях фолк, блюз и джаз. Команды Fairport Convention и The Strawbs весьма удачно перенесли на британскую почву традиционный фолк-рок американского западного побережья. Наряду с фолк-группами, появилось множество сольных исполнителей, так называемых фолк-трубадуров, чьё творчество было отмечено ещё большей прогрессивностью. Среди таких "одиноких волков" следует особо выделить Эла Стюарта, Ника Дрейка, Роя Харпера, Джона Мартина, а также дуэт Tyranosaurus Rex в лице Стивена Тука и Марка Болана.

Альбом "Liege & Lief" команды Fairport Convention стал важной вехой на пути дальнейшего развития фолк-рока. Главной тенденцией этой работы стало усиление роли электрических инструментов, при одновременном сохранении традиционного английского звучания. Интересно, что сразу же после выхода диска группу покинули её лидеры Сэнди Дэнни и Эшли Хатчингс (последний сосредоточился на более традиционной форме фолка). К тому времени большинство исполнителей были увлечены эйсид-фолком, психо-фолком и прог-фолком, которые имели между собой много схожего и довольно широкие жанровые рамки. Новые направления давали большой простор для смелых экспериментов и требовали высокого мастерства от исполнителей, теперь вовсе не зацикленных на акустическом звучании.  

Такие коллективы, как The Third Ear Band и Quintessence часто обращались к индийской музыке и средневековью. Ряд групп, включая причудливых Comus, The Trees, Spyrogyra, Forest, великолепных Jan Dukes De Grey, Trader Horne, Tudor Lodge, Fotheringay, Magna Carta, Tir Na Nog пытались исследовать новые области и не боялись смелых экспериментов, что в итоге, правда, приводило к весьма скромным коммерческим успехам. К 1972 году практически все ведущие группы направления заметно снизили свои показатели по продажам, и мало кто из них по настоящему сумел впоследствии восстановить свои прежние позиции. Видя такой поворот дел, новое поколение фолк-рокеров сделало ставку на более традиционное звучание, в частности усиленно эксплуатируя в своём творчестве кельтские мотивы. Из исполнителей данного ряда выделялись Horslips, Dando Shaft, Steeleye Span, Amazing Blondel, Albion Dance Band и Sprignus Of Tolgus. Несмотря на то, что музыка Jethro Tull с самого начала испытывала на себе определённое влияние фолка, лишь два их диска можно назвать про-фолковыми - Songs From The Wood (1977) и Heavy Horses (1978). Стоит отметить потрясающее исполнение Иэном Андерсоном (ещё одним шотландцем) традиционных песен на акустической гитаре. Некоторые фолковые трубадуры (Тим Бакли, Джон Мартин) начали активно скрещивать фолк с джазом (в духе The Pentangle), другие усилили электрическое звучание и стали черпать вдохновение в кантри-роке. 

В Германии ряд групп, среди которых Hoelderlin (с их фантастическим дебютным диском), Emtidi, Ougenweide, Carol Of Harvest, Wittheuser & Westrupp иследовали немецкую народную музыку, в то же время их соотечественники Kalacara, Siloah и Embrio сосредоточились на восточных мотивах. В Южной Америке, а именно в Чили, ярко проявили себя Los Jaivas (чьё творчество пропитано музыкальным наследием андских индейцев) и El Congresso (с их упором на испанско-латинский фольклор). Зачастую в прессе эти группы именуют не слишком приглядным названием инка-рок. В Квебеке традицию шансонье продолжило новое поколение фолк-рокеров в лице Les Seguin, Harmonium и других не менее талантливых молодых музыкантов. Во Франции также многие исполнители прониклись духом фолк-рока (Ribeiro Alps, Tangerine, Asgard). В Испании, наряду с традиционным фламенко, баскский фольклор стал основой музыки местных коллективов Triana, Itoiz, Haizea, заявивших о себе сразу же после падения режима Франко.   

Следует упомянуть большое влияние на творчество ряда фолк-роковых групп средневековой музыки. Возникло даже определение "средневековый фолк", которое, однако, употребляется большинством музыковедов довольно нечасто. Среди апологетов средневековья выделяются Gryphon, Gentle Giant и The Third Ear Band в Британии, Malicorne и Ripaille во Франции, Algarnas Tradgard и Folque в Скандинавии.

Юг Шантрэн

20 ключевых альбомов

JETHRO TULL - Thick As A Brick (1972)    
GRYPHON - Red Queen to Gryphon Three (1974)    
JETHRO TULL - Aqualung (1971)    
PHOENIX - Cantofabule (Cantafabule) (1975)
JAIVAS, LOS - Alturas de Machu Picchu (1981)    
STRAWBS, THE - Grave New World (1972)    
STRAWBS, THE - Hero and Heroine (1974)    
MOSTLY AUTUMN - The Last Bright Light (2001)
JETHRO TULL - Songs From The Wood (1977)    
JETHRO TULL - A Passion Play (1973)    
TRAFFIC - The Low Spark of High Heeled Boys (1971)    
JETHRO TULL - Benefit (1970)
JETHRO TULL - Stand Up (1969)    
HOELDERLIN - Holderlins Traum (1972)    
STRAWBS, THE - From the Witchwood (1971)    
JAIVAS, LOS - Obras De Violeta Parra (1984)
MEZQUITA - Recuerdos de mi Tierra (1979)    
STRAWBS, THE - Ghosts (1975)    
TRAFFIC - John Barleycorn Must Die (1970)    
COMUS - First Utterance (1971)

По материалам сайта www.progarchives.com
Перевод с английского Андрея Волкова


Комментариев нет:

Отправить комментарий