понедельник, 12 августа 2013 г.

Hammond Organ

Оригинальный орган Хэммонда был изобретён и сконструирован бывшим часовым мастером Лоренсом Хэммондом в 1935 году. Хэммонд создал собственную компанию по производству органов в городе Эванстоне, штат Иллинойс и своей целью поставил создание инструментов для различных увеселительных мест. На картинке выше представленна модель Hammond B3 (выпуска около 1950 года).



Огран воспроизводит звук используя своеобразные шестерни. Конструкция состоит из синхронного двигателя, соединённого с зубчатой передачей, благодаря которой шестерни приводятся в движение. Они вращают друг друга и соприкасаются с аггрегатом, состоящим из магнита и катушки. Принцип напоминает звукосниматель электрогитары. Количество зубцов на шестерёнках в сочетании со скоростью вращения определяет высоту воспроизводимого звука.

Хэммод имеет в своём арсенале уникальный тяговый стержень, служащий для создания дополнительных тембровых сочетаний. Звук воспроизводимый инструментом состоит из основного музыкального тона и ряда гармоник, либо из нескольких звуков определённой частоты. Основной тон и до восьми гармоник достигаются и контролируются с помощью тяговых стержней и предварительно настроенных клавиш и кнопок. В дополнение ко всему многие модели данного органа имеют так называемый "ударный" режим, при котором достигается быстрый переход между определёнными гармониками. Все эти особенности в сочетании со знаменитым щелчком при работе с клавишами, который возникает благодаря механическим контактам, создают уникальное звучание Хэммонда. В основном этот звук ассоциируется теперь с творчеством знаменитого клавишника Кита Эмерсона, работавшего в своё время в популярных арт-роковых командах Nice и ELP, хотя достоинства органа были продемонстрированы должным образом и задолго до него такими известными джазовыми музыкантами 50-х годов, как Джимми Смит и Ричард "Грув" Холмс. Добавленные в звуковой арсенал инструмента эффекты искажённия (подобно электрогитаре) и вибрато-тремоло (внедрённый благодаря фирме Leslie) окончательно сформировали звук электрооргана 70-х. Именно с помощью этого инструмента творили свои шедевры такие великие клавишники прогрессивного рока, как уже упоминавшийся выше Кит Эмерсон (ELP), Рик Уэйкмен (Yes) и Тони Бэнкс (Genesis). Список поклонников Хэммонда можно очень долго продолжать.

Стандартная модель органа Хэммонда содержит в себе 61 клавишу и 25 педалей (концертная модель имеет 32 педали). Помимо прочего Хэммонд запатентовал электромеханическое устройство на основе циллиндрической пружины, призванное создавать искусственное эхо. Позже этот эффект был многократно воспроизведён в других электрических инструментах. В рок-музыке широко использовались  модели органа Хэммонда B3, C3 и L100, имевшие похожий звук. Недостатком инструмента (как впрочем и большинства его собратьев тех лет) стали внушительные габариты, из-за которых возникали проблемы с транспортированием во время гастрольных поездок. В связи с этим сейчас производится большое количество легковесных электронных инструментов, симулирующих звук классического органа Хэммонда.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий