пятница, 9 августа 2013 г.

Emerson, Lake & Palmer

Emerson, Lake & Palmer (ELP) громко прогремели в 70-х, став одной и наиболее новаторских, экспериментаторских и экспрессивных групп британской сцены прог-рока. Общий тираж проданных дисков супергруппы насчитывает свыше 30 миллионов экземпляров, а феерические сценические действа ELP неизменно привлекали внимание преданных поклонников, до отказа заполнявших огромные арены.

Состав трио:

Кит Эмерсон (экс-Nice) - клавишные
Грег Лейк (экс-King Crimson) - гитара, бас-гитара, вокал
Карл Палмер (экс-Atomic Rooster) - ударные, перкуссия



История

1970 - 1978

Группа была основана в 1970 году. До этого момента пути будущих участников ELP Эмерсона и Лейка пересекались дважды. В 1969 году группы Nice и King Crimson принимали участие в фестивале блюза и джаза в Пламптоне, а также делили сцену во время выступления на концерте в Кройдоне. Кит и Грег попытались сыграть вместе и в результате обнаружили, что их стили не просто удачно сочетаются, но более того, выгодно дополняют друг друга. В итоге музыканты решили создать трио в составе клавишника, басиста и ударника и начали активно искать подходящего барабанщика.

До того, как выбор в итоге пал на Карла Палмера, одним из претендентов был Митч Митчелл из Jimi Hendrix Experience. Самого Митча будущий проект оставил равнодушным, однако он рассказал о планах своих коллег Хендриксу. Джими в тот момент изрядно подустал от работы в собственной группе и лишь искал случая, чтобы радикально изменить сложившуюся ситуацию. Гитарист живо заинтересовался предложением Эмерсона и Лейка и дал предварительное согласие стать одним из будущих участников зарождающейся группы. Вездесущая британская пресса успела даже предложить подходящее название для коллектива. Аббревиатура HELP (Hendrix, Emerson, Lake & Palmer) была составлена из заглавных букв фамилий предполагаемых участников. Далекоидущим планам помешали проблемы с предыдущими гастрольными обязательствами, однако была достигнута договорённость об участии Хедрикса во втором живом выступлении команды в рамках фестиваля на острове Уайт (дебют группы состоялся несколькими днями ранее на плимутской арене Гилдхолл). В дальнейшем Джими вполне мог бы стать и постоянным участником HELP, однако этим надеждам не суждено было сбыться. Виной тому стала скоропостижная смерть величайшего гитариста в истории рок-музыки.  

Грег Лейк вспоминает о совместных планах трио и Хендрикса:

"Да, вся эта история с Джими является правдой, до определённой степени... Митч Митчелл рассказал о нас Хендриксу и тот захотел поближе познакомиться с концепцией нашего проекта. Даже после того, как кандидатура Митчелла отпала и мы с Китом решили остановить свой выбор на Карле, контакт с Джими Хендриксом не был утерян. Мы намеревались собраться для совместного выступления в районе августа-сентября 1970-го, но смерть Джими разрушила эти грандиозные планы."

Первые четыре года в истории ELP стали чрезвычайно успешным творческим периодом. Лейк выступил продюсером первых четырёх дисков группы, первым из которых стал альбом "Emerson, Lake & Palmer" (1970), включавший в себя хит "Lucky Man". Наиболее запомнившимся появлением трио на сцене в тот период, пожалуй, можно считать выступление в 1970 году на острове Уайт. Этот концерт был дан в рамках одного из самых известных и успешных фестивалей того времени. В концовке шоу Эмерсон и Лейк дали залп из двух пушек, расположенных в противоположных концах сцены.

Диск 1971 года "Tarkus" стал первым серьёзным успехом трио. Это была концептуальная работа, повествовавшая об "обратной эволюции". В марте того же года был выпущен диск, содержавший в себе запись концерта группы в Ньюкасле. Основой выступления были интерпретации на тему симфонического цикла "Картинки с выставки" великого русского композитора Модеста Мусоргского. Эта работа принесла команде очень большую популярность. Следующий 1972 год ознаменовался появлением на свет очередного опуса ELP "Trilogy". Отдельным синглом была издана земечательная и по большому счёту недооценённая композиция "From The Beginning".

К 1973 году Эмерсон, Лейк и Палмер добились настолько высокого статуса, что смогли организовать собственную звукозаписывающую компанию "Manticore Records". Для своих репетиций трио приобрело здание бывшего кинотеатра. В конце того же года был записан очередной альбом "Brain Salad Surgery", снабжённый роскошной обложкой, разработанной известным швейцарским художником-сюрреалистом Гигером. Эту работу большинство музыкальных критиков и поклонников группы считают вершиной творчества ELP. Тексты к песням написал Питер Синфилд, ранее работавший с бывшей группой Лейка King Crimson. Последовавшие гастрольные туры были записаны и изданы тройным альбомом "Welcome Back My Friends To The Show That Never Ends".

В апреле 1974-го ELP стали ведущими звёздами на калифорнийском Jam Festival, затмив собою даже легендарных Deep Purple. Шоу транслировалось на всю Америку и стало истинным апогеем в карьере супергруппы.

Звучание группы определяли орган Хэммонда и синтезатор Муга. Виртуоз Эмерсон в полной мере продемонстрировал возможности этих инструментов и поднял статус клавишника на невиданный ранее уровень. Фирменным знаком ELP стало заметное присутствие классики, дополнившей богатую музыкальную палитру, вобравшую в себя также джазовые и хард-роковые (по крайней мере в ранние годы) оттенки. Многие композиции трио являлись по сути аранжировками знаменитых классических произведений. Во многом именно Эмерсон, Лейк и Палмер заложили основы такого жанра, как симфо-рок

Сценические выступления группы являли собой парадоксальное на первый взгляд сочетание виртуозной игры и избыточного трюкачества. Эти экстравагантные и агрессивные шоу получили изрядную долю критики, однако, по большому счёту, явились лишь весьма наивной предтечей будущих помпезных театрализованных представлений рок-звёзд. Спецэффекты в данном случае ограничивались персидскими ковром, вращающимися роялем и ударной установкой, да пинанием по всей сцене органа Хэммонда (который имелся в единственном экземпляре и потому в срочном порядке приводился в рабочее состояние для последующих выступлений). Иногда Эмерсон при игре на том же органе использовал ... нож. Стоит также привести и другой пример экстравагантности. Дело в том, что Кит Эмерсон имел обыкновение таскать за собой на гастролях жутко громоздкий и весьма ненадёжный модульный синтезатор Муга, что явно не прибавляло лёгкости при транспортировке. Одним словом скучной жизнь музыкантов и сопровождавшего их персонала назвать никак было нельзя. Однако игра стоила свеч.

Далее последовала трёхлетняя пауза в студийной работе, которую музыканты использовали для переосмысления и переработки существующего материала. Однако такой длительный период стал причиной потери ориентации в быстро изменявшихся реалиях музыкального рынка. 1977 и 1978 годы полностью были посвящены гастролям по Канаде и США. График выступлений был невероятно насыщенным и шоу следовали одно за другим практически без возможности для передышки. На некоторых концертах музыкантам аккомпанировал симфонический оркестр и затраты на такую роскошью оказались весьма обременительными. Участники группы работали как никогда интенсивно и, казалось, делали всё возможное, чтобы остаться на гребне успеха. Однако, с появлением диско, панка, корпоративного рока и "новой волны", приоритеты публики коренным образом изменились и ELP определённо утратили статус ведущих шоуменов и генераторов новых идей. На этой почве в команде начались конфликты, вызванные различием в видении дальнейшего вектора творческого развития, что в итоге привело к распаду трио. Каждый пошёл своей дорогой.

Последней студийной работой 70-х стал альбом "Love Beach" (1978). Работа оказалась настолько неубедительной, что подверглась критике самих авторов, признавших, что главным стимулом, побудивших их вновь собраться для совместной работы, стали контрактные обязательства. Приём у критиков и поклоннников был весьма прохладным и стало совршенно очевидно, что группа находится в глубочайшем кризисе. Эти мысли лишний раз находили подтверждение в многочисленных интервью участников группы. Первая сторона диска была составлена из нескольких непродолжительных композиций Лейка, явно задуманных с целью достичь хоть сколько-нибудь значимого коммерческого успеха. Весьма иронично (самоиронично?) в данном контексте звучит ода напыщенности очередной рок-звезды "Taste Of My Love". Всю вторую сторону альбома заняла композиция в духе ранних ELP "Memoirs Of An Officer And A Gentleman" - повествование о солдате второй мировой войны, его любви и смерти, трагедии и триумфе. Обложка альбома вызвала изрядную долю насмешек по поводу сходства участников группы с популяризаторами диско Bee Gees.       

1985-2006

В 1985 году Кит Эмерсон и Грег Лейк организовали обновлённый ELP, призвав под свои знамёна известного ударника Кози Пауэла. Бывший участник трио Карл Палмер отказался от участия в данном проекте и предпочёл остаться в составе успешной группы Asia. Ходили слухи о возможном приглашении и другого знаменитого ударника Билла Браффорда, однако, тот также остался верен своей команде King Crimson, параллельно выступая и со своей собственной группой Earthworks. Альбом "Emerson, Lake & Powell" был принят довольно тепло, а композиция "Touch And Go" получила заметное внимание в эфире радиостанций и MTV. Однако, во время гастрольного тура 1986 года трения между Лейком и Эмерсоном возобновились, что привело к скорому распаду группы. В последствии Эмерсон и Палмер вместе с Робертом Берри организовали другое трио, назвав его просто 3. Ещё одна попытка возродить былую славу оказалась безуспешной.

На этом, тем не менее, история ELP не заканчивается и в 1992 году поклонники легендарной группы с воодушевлением встретили весть о воссоединении оригинального состава. Был выпущен новый альбом "Black Moon", а впоследствии проведены два весьма успешных гастрольных тура. Кульминацией деятельности возрождённого трио стало выступление в лос-анджелесском Wiltern Theatre, которое состоялось в начале 1993 года. К сожалению заметной преградой для развития успеха стало здоровье музыкантов. У Карла Палмера был обнаружен синдром запястья, Кит Эмерсон также испытывал заметные проблемы с правой рукой. В связи с этим не удивителен тот факт, что следующий диск группы "In The Hot Seat" (1994) заметно уступал своему предшественнику.

Поправив дела со здоровьем, Эмерсон и Палмер вновь были готовы возобновить творческую деятельность в полноценном объёме. Последовали три мировых тура 1996, 1997 и 1998 годов. Трио дало множество концертов в Японии, Южной Америке, Европе, США и Канаде, исполняя обновлённые версии своих классических произведений. Отличительной чертой этих гастролей стали выступления на не слишком вместительных площадках перед относительно небольшой аудиторией (иногда менее 500 человек, как в бразильском Белу-Оризонте), что дало музыкантам возможность более близкого и непосредственного контакта с публикой. Последний концерт трио был дан в Сан-Диего (Калифорния) и датируется 1998 годом. Конфликт по поводу будущего альбома стал причиной очередного и, возможно, окончательного разрыва. Одним из камней преткновения стало упорное желание Лейка лично продюсировать новый проект, как это было в начале 70-х. Недовольство Эмерсона также вызывала недостаточная, на его взгляд, старательность Грега в плане поддержания своей музыкальной формы. Кит публично заявлял через Интернет, что он сам и Карл Палмер ежедневно проводят репетиции, чего об их коллеге сказать никак было нельзя. Сам Лейк признавался, что специально не тренирует голос и считает вполне достаточной практику во время выступлений на концертах.

В 2003 году на независимом лейбле "Invisible Music" был издан тройной компакт диск под названием "Reworks: Brain Salad Perjury". Альбом стал результатом сотрудничества Кита Эмерсона и известного британского ди-джея Майка Беннета и включал в себя переработки известных композиций трио на основе современных сэмплерных технологий. Целью проекта было желание привлечь внимание многочисленных поклонников амбиента и клубной музыки. Благодаря кропотливой работе музыкантов, старый материал приобрёл весьма уникальное и необычное звучание. Заглавной композицией альбома стала драматичная переработка знаменитой композиции "Fanfare For The Common Man". Подобный эксперимент оказался в целом не по душе поклонникам ELP, однако музыкальной критикой был принят доброжелательно, и что самое любопытное с интересом был встречен поклонниками танцевальной музыки. Композиции с диска регулярно звучали на многочисленных клубных площадках и благодаря этому молодое поколение заново открыло для себя творчество легендарного трио.

Кит Эмерсон продолжил гастрольную деятельность со своими бывшими коллегами по группе Nice, а также дал ряд концертов со своей собственной командой Keit Emerson Band в Северной Америке и Европе. Ударник Карл Палмер также время от времени гастролирует в составе Carl Palmer Band, в частности исполняя знаменитые клавишные композиции ELP, специально переработанные для электрогитары. Грег Лейк провёл совместно с Ринго Старром гастрольный тур в 2001 году, а также принял участие в записи нового материала возрождённой группы The Who. Не так давно Грег собрал новую команду, пригласив к сотрудничеству Дэвида Арча, Флориана Опале, Бретта Моргана, Тревора Барри и Джоша Графтона. Осенью 2005 года группа провела гастрольный тур по Великобритании. В сентябре 2006 планировались гастроли коллектива по США, однако их пришлось отменить по причине проблем с менеджментом. В 2006 году Карл Палмер принял участие в мировом гастрольном туре возрождённой группы Asia.

(по материалам сайта wikipedia.org, перевод с английского Андрея Волкова)

Комментариев нет:

Отправить комментарий