воскресенье, 11 августа 2013 г.

Симфонический прог-рок

Симфо-прог без сомнения является наиболее многочисленным поджанром прог-рока и основная масса слушателей воспринимает его именно, как классический прогрессив. С этим можно согласиться, приняв во внимание тот факт, что практически всех классиков и основателей прогрессивного направления в рок-музыке можно смело причислить к категории симфонического прогрессивного рока. Исключение пожалуй составляют Jethro Tull и Pink Floyd (хотя последние также использовали в своём творчестве симфонические элементы). Даже King Crimson, общепризнанные лидеры экспериментального направления, по сути начинали с симфо-рока, дебютировав с альбомом "In The Court Of The Crimson King", ставшим поворотным моментом в истории развития поджанра. 

Основные характеристики симфо-прога тождественны общим постулатам прогрессивного рока в целом:

- использование элементов различных жанров
- усложнённые гармонические структуры
- обильное использование клавишных
- экспериментальная и изысканная поэзия, часто вдохновлённая фэнтези и научной фантастикой, а иногда имеющая и политический подтекст
- некоммерческая направленность
- продолжительный песенный формат

Главной отличительной чертой направления является большое влияние классической музыки (читай оркестровых произведений, явившихся результатом перехода от поздне-готической музыки к современной классике), что выражается в более сложном структурном построении, нежели в других поджанрах прог-рока. Порой, к примеру, трудно провести определённую черту между симфо- и нео-прогом, и критерием оценки, как правило, является больше не структурное различие, а уровень сложности материала. В творчестве исполнителей симфонического прогрессивного рока не сложно отыскать длинные сольные партии клавишных, напоминающие нам о фугах Баха, или мелодические построения, определённо вдохновлённые творчеством Генделя.

Как и во всяком другом направлении, существует заметная разница в творческом подходе. Различные музыканты имели свои приоритеты в классике и каждый старался привнести что то новое и индивидуальное при интерпретации своих великих предшественников. К примеру Yes и Genesis в основном черпали вдохновение в музыке барокко и классицизма, в то время, как Emerson, Lake & Palmer имели большую склонность к романтизму и современным авторам, таким как Мусоргский, Римский-Корсаков, Барток или Джинастера, что делало их звучание менее мелодичным и более агрессивным.

Пик симфо-прога пришёлся на период, начиная с 1969 года и заканчивая серединой 70-х. Вероятнее всего последним классическим произведением жанра можно считать альбом Genesis "A Trick of the Tale" (1976). В дальнейшем исполнители жанра имели тенденцию к упрощению материала в угоду коммерческим соображениям, что привело к появлению в 80-х нео-прогрессива - прямого наследника симфо-прога.

Несмотря на то что симфонический прогрессив к началу 80-х практически сошёл на нет, в 90-х стали заметны явные признаки возрождения жанра. Особенное место во второй волне исполнителей заняли скандинавские команды, в частности шведские Anglagard и Par Lindt Project. Ряд музыкантов уже в 21 веке небезуспешно пытаются возродить лучшие традиции направления, среди них необходимо упомянуть группы Spock's Beard и Echolyn.

Подводя итог этого краткого анализа, я хотел бы подчеркнуть, что термин "симфонический" не стоит воспринимать слишком буквально. На самом деле группы этого направления очень редко обращались к жанру симфонии, и название это более отражает то большое влияние, которое на основоположников симфо-прога оказала музыка, сочинённая для симфонического оркестра. С течением времени тармин этот стал общепринятым в среде поклонников прогрессивного рока, и менять его теперь не имеет никакого смысла.

По материалам сайта www.progarchives.com
Оригинальный текст Ивана Мельгара Морея
Перевод с английского Андрея Волкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий